«Библиография русской периодической печати 1703-1900 г», составленная Н.М. Лисовским, разделяет периодику на иллюстрированные и художественные издания, сатирические и юмористические, для детей, для народа, официальные и информационные, правительственные, издания частных лиц и т.д.
Не выделяются отдельно женские издания или издания для женщин. Они немногочисленны, но прямо адресованы женщинам, а в нескольких слово «женское» вынесено в название издания.
Оговоримся сразу, в этой короткой статье мы рассмотрим несколько журналов, издававшихся в 70-е годы XIX века в Санкт-Петербурге, исходя из двух принципов: адресованность периодического издания непосредственно женщинам и, женский вопрос, женская эмансипация, женская тема, выносимая редакцией на обсуждение общественности.
Достаточно хорошо изучена «женская тема» в периодических изданиях, выходивших в России с начала и до конца 60-х годов XIX века, подкреплена многочисленными публикациями: книгами, монографиями, статьями. Это — книга Г.А. Тишкина «Женский вопрос в России в 50–60 гг. XIX века», научные труды И.В. Зыряновой, Г.А. Вишневской и многие другие.
Периодические издания, выходившие в 70-е годы XIX века, на мой взгляд, требуют дополнительного исследования, внимательного прочтения их с точки зрения освещения «женской темы». Так как именно на десятилетие с 1870 по 1880 годы приходится начало практического движения женщин к высшему образованию. В 1872 году в Москве открылись Высшие женские курсы профессора В.И. Герье — первое в России высшее женское учебное заведение общеуниверситетского характера. В 70-е годы высшие женские курсы университетского и специального характера появились в Петербурге, Казани, Киеве, Одессе. Огромный престиж в образовательной среде имели Бестужевские женские курсы (по имени основателя — профессора К.Н. Бестужева-Рюмина), возникшие в Петербурге в 1878 г.
[91]
Не следует, конечно, думать, что печать бурно обсуждала «женские темы», некоторые издания не касались их вовсе, другие ограничивались семейно-бытовыми проблемами.
В Петербурге в 70-е годы XIX века издавались журналы для женщин и для женского образования. Это — журнал «Женские работы» (с 1872 по 1874 г.), издатель Елизавета Ф. Сафонова. Направление: моды, рукоделие, домашнее и семейное хозяйство.
Журнал «Педагогический листок С-Петербургских женских гимназий» (с 1872 по 1875 гг.), преобразованный в «Женское образование» (с 1876 по 1889 гг.), издатель-редактор В.Д. Сиповский.
Журнал «Моды и Рукоделия» (с 1875 по 1880), иллюстрированный журнал для дам. Издательница-редактор Елизавета Ананьева.
Журнал «Женский труд» — начал издаваться с 1880 года, ежемесячный журнал мод, рукоделия и домашнего (семейного чтения). Издатель-редактор А.К. Буринская.
Женский рукодельно-модный, хозяйственный, иллюстрированный журнал «Аврора» (с 1875 — 1878 г.). Издательница Стефания Лепковская. Редакторы Ольга Миропольская, Клеопатра Заика.
Положив в основу журнала «Аврора» «семейный характер», редакция «рассчитывает на сочувствие и поддержку русских женщин вообще и матерей семейств в особенности» 1.
Тематический спектр журнала ограничен целями, которые поставили перед собой издательница и редакторы. Ни вопросы женского образования, ни женского труда, ни женской эмансипации в журнале не затрагиваются. Однако это не мешает быть журналу занимательным, интересным для читательниц. Он дает практические советы по уходу за детьми, гигиене, пишет о правильном питании, о качестве продуктов, управлении кухней и домашним хозяйством, разведении растений и птиц, гимнастике для взрослых и детей, помещает модели одежды и выкройки. Из номера в номер публикуются очерки из истории моды, истории веера, жемчуга, кораллов и т.п. В последнем номере за 1875 год обещают читательницам в будущем году издавать приложение с публикациями переводных повестей и романов.
Журнал «Аврора» уже не является «дамским журналом», рассчитанным на «великосветских дам». Это типичный женский журнал, переполненный полезными советами для женщин, носящими семейно-бытовой характер.
[92]
Существенным для женских журналов, издаваемых в Санкт-Петербурге в 70-е годы XIX века, явилось то, что издателями и редакторами становятся женщины. Таким образом, можно сделать вывод: издательско-редакторская ноша легла на хрупкие женские плечи и эта ноша женщинам оказалась под силу.
Появление журнала «Женское образование» в 1876 году было предопределено временем. Менее двадцати лет прошло со времени появления первых женских гимназий, а к середине 70-х годов «число их в России в общей сложности с прогимназиями превосходит число соответствующих мужских заведений» 2.
В программных статьях журнала «Женское образование» заложена идея о том, что «без образования женщин нет народного образования, а без народного образования нет и не может быть истинной свободы, как в нравственном, так и в гражданском смысле этого слова» 3. Большое внимание уделяется качеству гимназического образования.
Статьи «Равенство просвещения», «Исторические заметки о положении и образовании женщин», «Общественное образование в Швеции, Норвегии, Дании», «Вопросы о высшем женском образовании на Финляндском сейме», рецензия на книгу C. Cresswell “Woman and her Work in the World” («Женщина и ее деятельность»), в которой рассказывается о положении женщин в наиболее прославленных цивилизациях, а также попутно автор говорит о браке, гражданской и религиозной свободе, политических правах, (книгу редакция рекомендует для прочтения), — это далеко не полный список публикаций на «женскую тему» в период с 1876 по 1877 год.
Одна из задач журнала — это информирование читательниц о новом в женском образовании. Помещается подробное описание программы для поступления на женские курсы при императорской Медико-хирургической академии, а также статья, приуроченная к первому выпуску врачебных курсов («Женские врачебные курсы в Петербурге» 4). На ней мне бы хотелось остановиться более подробно, как на примере лаконично изложенного материала, вместившем в себе разностороннюю информацию и реалистично обрисовавшем трудности и огромное стремление девушек к медицинскому образованию.
Начало женским врачебным курсам было положено в 1872 году и первый выпуск, по мнению автора, станет подведением итогов [93] в разрешении спора по поводу женщин-медиков. Автор проводит своеобразный анализ соотношения социальных и этнических групп, представленных на врачебных курсах. Из статьи мы узнаем, что среди студенток можно найти представительниц всех губерний европейской России, что в первый год было подано 130 заявлений, но лишь 87 женщин получили право на поступления. В 1876 году количество поданных прошений достигло 171, и было удовлетворено 145. Количество слушательниц на всех пяти курсах в 1877 году доходило до 430.
Анализируя национальный состав студенток-медиков, автор указывает, что «заметен большой процент евреек». Если на пятом курсе, набранном в 1872 году, обучалось 3 еврейских девушек, то на первом, набранном на пятом году существования курсов, уже 33. «Прилив еврейских девушек к медицинскому курсу объясняется тем, что им закрыт путь в России к учительству» 5.
Желание обеспечить себя в будущем заработком «гонит иногда в Петербург из провинции девушек очень бедных» 6. Организованное в Петербурге Общество для вспомоществования лицам, обучающимся на женских врачебных и педагогических курсах, может выделить лишь тридцать стипендий для бедных студенток, что недостаточно. Таким образом, эта короткая статья, как отчет из прошлого о состоянии медицинских курсов, об огромной тяге к профессиональному образованию девушек и непомерных трудностях на пути к нему.
Тема женского труда буквально не сходит со страниц журнала «Вестник Европы» в течение всего 1870 года. Журнал информирует читателей о конференции Германских обществ женского образования и женского труда в Берлине. Организация ремесленных школ для женщин, справочных контор для рабочих женщин, залов для продажи предметов женской промышленности — вот вопросы, которые были подняты в Берлине. Только путем развития женского труда можно завоевать подобающее место в обществе, — подводит итог конференции автор.
Эта же тема, только в русском толковании, поднимается в майском номере журнала. Звучит призыв — допустить женщин к высшему образованию и к либеральным профессиям, в частности по телеграфному ведомству.
«Едва успели открыть несколько курсов для женщин, — пишет «Вестник Европы», как сразу же раздался окрик, чтобы посещение [94] публичных лекций «не послужило поводом и предлогом для сходок» 7. Подобные «окрики», опасается редакция, могут закрыть женщинам «доступ к самостоятельному труду» 8.
Тема неравенства мужского и женского жалованья поднимается на страницах журнала «Отечественные записки». «Женщине можно дать грош, — и за тот она служить станет, потому что некуда деться…» 9.
Журнал «Отечественные записки» становится на защиту женщин-учительниц. «Московские земские представители отнимают у женщин-учительниц 25 рублей с сотни» 10.
«Женщины-учительницы превратились в бедных Макаров, на которых шишки валятся, так как им запрещено даже замуж выходить» 11.
Продолжением исследования «женской темы» на страницах петербургских журналов в период с 1870 по 1880 год станет группировка изданий по их политическим интересам и анализ публикаций, поднимающих «женский вопрос», в консервативных, либеральных и церковных изданиях.
- [1] Аврора. № 1. 1875. С.1.
- [2] Женское образование. № 1-2. 1876. С.2.
- [3] Там же. С.191.
- [4] Женское образование. № 2. 1877. С.109.
- [5] Женское образование. № 2. 1877. С.112.
- [6] Там же. С.113.
- [7] Вестник Европы. № 5. 1870. С.392.
- [8] Там же. С.392.
- [9] Современное обозрение //Отечественные записки. № 2. 1870. С.154.
- [10] Современное обозрение // Отечественные записки. № 1. 1870. С.141.
- [11] Наши общественные дела // Отечественные записки. № 9-10. 1870. С. 235.
Добавить комментарий