Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.
Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала Положения о двух типах женских профессиональных школ. Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних — специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах. Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900 г. при отделении Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями. К началу ХХ века (1901 г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся.
Отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами. Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914 г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ.
[150]
Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.
В 1855 г. для женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии был издан новый устав, в котором нашли свое отражение взгляды Марии Александровны на воспитание и образование.
Сознавая необходимость, серьезность и сложность предстоящей реформы, императрица Мария Александровна искала человека, способного разработать с надлежащей полнотой и сообразно с современными требованиями педагогики и, учитывая условия русской жизни, проект учебной реформы старейшего из институтов — Воспитательного Общества благородных девиц. Таким человеком стал К.Д. Ушинский, который был лично известен императрице как талантливый педагог, приглашенный по ее указанию инспектором Смольного. Имя Константина Дмитриевича Ушинского занимало исключительное место среди русских педагогов.
К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина — чересчур видный член общества», — писал К.Д. Ушинский 1. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в характер в эти первые годы — ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы 2.
Таким образом, женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа — с другой. Из этой мысли вытекает [151] уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели — провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии. «Я желал бы от всей души, — пишет К.Д. Ушинский, — чтобы на моей Родине, рядом с устройством школ для детей, не могущих по каким-нибудь уважительным причинам пользоваться счастьем хорошего домашнего образования и воспитания, развивалась в русской женщине наклонность и умение самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости» 3. К.Д. Ушинский знал о намерениях молодой Императрицы произвести существенные преобразования в Смольном, и мысль, на деле осуществить свои взгляды на женское образование и воспитание и дать им новое, здоровое и идейное направление, поставить на новый путь не могла не пленять идеалистически настроенного педагога, каким был К.Д. Ушинский.
Императрица Мария Александровна с первых дней деятельности К.Д. Ушинского в Смольном институте с интересом следила за его преобразовательной работой. Распределение по классам учебных предметов было обосновано К.Д. Ушинским на принципе строгой педагогической последовательности. Слишком большое количество разнообразных учебных предметов в младших классах К.Д. Ушинский считал вредным. Основным предметом обучения К.Д. Ушинский считал родной язык, на котором должны преподаваться все учебные предметы. В младших классах должно быть наглядное обучение, сопровождаемое умственными и словесными упражнениями.
Результаты горячей, энергичной работы Ушинского при сотрудничестве молодых талантливых педагогов не замедлили сказаться.
Смольный, точно сказочный русский богатырь, после долгой столетней спячки, воспрянул духом и хотел наверстать потерянное время.
Талантливый преподаватель и блестящий оратор — он вкладывал всю свою душу в преподавание своего предмета, чтобы уяснить своим ученицам, готовящимся вступить в жизнь, великое назначение женщины — как матери, жены, разумного, активного члена общества и всей государственной семьи.
Убежденный сторонник необходимости участия семьи в деле воспитания К.Д. Ушинский считал необходимым открыть родной семье возможность влиять на детей, помещенных в закрытые учебные заведения. [152] Именно им был предоставлен доклад о необходимости отпуска воспитанниц домой на летние каникулы. Это было поддержано императрицей Марией Александровной и отпуска были разрешены во всех женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. Во всем складе жизни Смольного К.Д. Ушинский намечал новые пути, новые педагогические приемы, новое направление и настроение, основанные на доверии к детям, вере в добрые задатки детской души, ее истинное стремление к добру и истине.
Приветствуя обновление русской жизни, императрица Мария Александровна признала необходимым воссоздать и усовершенствовать русскую женскую профессиональную школу, находившуюся под ее попечением. Следствием таких мероприятий Марии Александровны явилось преобразование Смольного, родоначальника всех других женских учебно-воспитательных и профессиональных заведений в России.
Двадцатый век принес с собой колоссальные перемены в науке, технике и общественной жизни. В новое столетие Россия входила с целой плеядой выдающихся ученых. Среди них Д.И. Менделеев, Н.Н. Бекетов, А.П. Карпинский, А.Ф. Иоффе, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и многие другие. Успехи отечественной науки получили международное признание. Рубеж двух столетий ознаменовался величайшими научными открытиями. Новшества в области техники, естественно, затрагивали все формы жизни. Поэтому вопросы обучения и подготовки квалифицированных рабочих кадров стояли в стране очень остро. Данная проблема волновала многих передовых русских людей и, в частности, Дмитрия Ивановича Менделеева. В опубликованной в 1901 году брошюре «Заметки о народном образовании в России» он писал: «Многие формы жизни стали иными, а формы обучения до того обнищали, что пришло время подумать об их усовершенствовании» 4.
Огромную историческую роль в развитии профессионально-технического образования сыграло «Русское техническое общество». На рубеже веков оно стало особенно влиятельной организацией в данной области. С ним нельзя было не считаться прежде всего потому, что оно взяло на себя основную тяжесть этой задачи. Постоянная комиссия по техническому образованию при РТО во главе с А.Г. Небольсиным основала свои отделения во многих городах империи. На 1 января 1910 г. в России насчитывалось 1423 ремесленных школ, училищ и учебных мастерских. В них обучалось 80 тысяч человек. И все же профессионально- [153] техническая система нуждалась в реформах. Одним из первых это понял граф Сергей Дмитриевич Шереметьев (1844-1918), историк и археолог, выходец из известнейшей в России дворянской фамилии. Правда С.Д. Шереметьев разрабатывал проекты реформ в рамках только Московской губернии. Предполагалось, видимо, распространить их на всю страну. В историческом архиве, в личном фонде С.Д. Шереметьева хранится интересный документ: «О постановке профессионального образования в Московской губернии».
Основную цель профессионального обучения Сергей Дмитриевич видел в подъеме благосостояния населения. Систему промышленного обучения в России С.Д. Шереметьев представлял в виде следующей схемы:
- профессиональная и общественная школы;
- специальная профессиональная школа;
- учебные мастерские для детей, подростков и взрослых;
- передвижные мастерские, курсы, специальные инструкторы для отдельных промыслов, издание технических брошюр и прочее;
- ручной труд в начальной школе и сообщение других специальных знаний в общей школе.
В записке графа С.Д. Шереметьева поставлен актуальный и ныне вопрос о соотношении теории и практики. Обучение ремеслу должно проводиться в мастерской на практической работе. Теория должна вытекать из практики, следовать за нею, а не опережать ее. Сергей Дмитриевич выступал против соединения профессионального и общего образования: «Но если профессиональная школа является худшим типом профессионального обучения, чем учебные мастерские, то особенно удовлетворительной нужно признать ту школу, где обучение промыслу преследуется наряду с задачей дать общее образование ученикам. Стремление достичь двух указанных целей фактически приводит к тому, что не достигается ни одна из них.
Министром народного просвещения в 1915-1916 гг. был граф П.Н. Игнатьев (1870-1945). П.Н. Игнатьев известен умеренными политическими взглядами. Началась разработка Закона и Положения о профессиональном образовании в стране. В августе 1915 г. под председательством П.Н. Игнатьева было созвано особое межведомственное совещание для согласования действий по следующим вопросам:
- способы распространения профессиональных знаний;
- соотношение между системами общего и профессионального образования;
- типы системных учебных заведений и курсов.
[154]
По инициативе П.Н. Игнатьева были созданы трехлетние технические училища, дававшие прочную практическую подготовку. Через год, в результате закулисных интриг, талантливый организатор и патриот вынужден был оставить кресло Министра. Однако работы над проектом профессиональной школы продолжали чиновники Министерства торговли и промышленности. Крупную роль в этом деле сыграл профессор А.Е. Лагорио. В его проекте был предусмотрена своя система подготовки специалистов: курсы и школы для подготовки рабочих, старших рабочих, мастеров, технические курсы, технические училища. Проект предусматривал создание в стране единой системы профессиональных учебных заведений. Эта система должна была включать в себя два основных типа училищ:
- технические училища на базе высших начальных училищ, готовящие техников;
- ремесленные училища на базе двухклассных училищ, готовящие мастеров и технических рабочих.
Кроме того, проектом предполагалось создать организации, способствующие распространению в народе технических знаний.
Третий проект реформ был разработан в феврале 1916 года Государственной Думой. В июле 1917 года он был представлен Временному правительству, но дальнейшего хода не получил из-за известных событий в России.
Во всех проектах реформ профессионально-технического образования предполагалось резко увеличить число технических учебных заведений, упорядочить их систему и слить низшие и средние технические училища в один тип учебного заведения.
Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории. К первому разряду относились профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них более усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, [155] вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и так далее. Ко второму разряду относились специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось и главное внимание уделялось изучению специальных предметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения. К третьему разряду относились женские профессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительного экзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана на шесть — семь лет. К четвертому разряду относились школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге. И, наконец, особый желанный тип женских профессиональных учебных заведений представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу. Во многих европейских странах, особенно в Бельгии и Финляндии, в начале ХХ века широкое распространение получили школы домоводства. В России в целом они были развиты слабо. Ведению домашнего хозяйства девушки обучались в 59 женские епархиальных училищах духовного ведомства.
В 1871 году в Петербурге возникло Фребелевское общество, открывшее курсы для подготовки нянь и руководительниц детских садов.
В 1907 г. в Петербурге было создано новое Общество содействия дошкольному воспитанию. Некоторое время функционировало Общество ручного труда, председателем которого был крупный деятельно в области трудового воспитания К.Ю. Цирюев.
Примечательным явлением в общественной деятельности учителей периода революционного подъема 1912-1913 гг. был Всероссийский съезд по народному образованию. В эти же годы состоялся ряд других педагогических съездов, в том числе Всероссийский съезд по женскому образованию, созванный Лигой равноправия женщин (1912-1913 гг.) и Всероссийский съезд по проблемам семейного воспитания (декабрь 1912-январь 1913 г.). С 1906 по 1916 гг. в Петербурге проведено пять съездов по актуальным проблемам педагогической психологии и экспериментальной педагогике.
Система профессионально-технических школ оформилась в России только в 80-90-х годах XIX века, хотя отдельные технические учебные заведения, как отмечено, начали возникать еще в XVIII веке.
[156]
Основной причиной обусловившей рост школ профессионально-технического образования в России было развитие капитализма, быстрый рост промышленности, совершенствование техники и технологии производства, что создало острую потребность в кадрах специально обученных рабочих, мастеров, техников.
Передовые русские люди давно осознали необходимость создания в России технических школ. Не обращаясь к фактам далекого прошлого, достаточно указать, что еще в 1868 г. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» №103 была напечатана статья замечательного русского педагога К.Д. Ушинского «Необходимость ремесленных школ в столицах», в которой прозвучал убедительный призыв организовать школы по подготовке грамотных, квалифицированных мастеровых 5.
К.Д. Ушинский доказывал, что в ремесленных школах еще тогда существовала «нравственная и экономическая потребность», что в этом «есть и патриотическая сторона», т.к. подготовка отличных русских подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать специалистов-иностранцев. Ушинский писал: «…когда к нам перестанут приезжать наживаться чужеземцы эксплуататоры наших замечательных дарований и наших слабых характеров» 6.
Вопросы о широком развитии профессионально-технических школ в России настойчиво становился Русским техническим обществом, созданным еще в 1866 г. В составе этого общества в конце 60-х годов XIX века была организована Постоянная комиссия по техническому образованию, которая открывала технические школы, издавала журнал по профессионально-техническому образованию, созывала съезды русских деятелей по этим вопросам и так далее.
Технические и ремесленные училища возникали главным образом по общественной и частной инициативе. В 70-е годы XIX века стала уже остро чувствоваться необходимость иметь общий план профессионально-технического образования в России, руководящие принципы организации этого типа учебных заведений. Разработка общего плана системы профессионально-технического образования в России началась в 1878 году.
Составленный в основном ученым и царским чиновником И.А. Вышнеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России» представлял собой интересный педагогический документ [157] своего времени. Констатируя в проекте плана, что рабочие в России были тогда в своей массе неграмотными, И.А. Вышнеградский делал вывод, что «отсутствие всякого общего образования наносит рабочим существенный духовный вред, препятствуя умственному и нравственному их развитию; независимо от сего оно не дозволяет им в большинстве случаев возвыситься до сознательного и ясного понимания производимой ими работы и тем самым понижает ее достоинство, ставя таким образом преграду надлежащему усовершенствованию промышленности».
Одной из чрезвычайно ценных идей этого плана промышленного образования было требование введения преподавания ручного труда в общеобразовательных школах: «Ручной труд должен иметь преимущественно и существенно педагогическое и воспитательное значение, преследуя практические цели настолько, насколько они находятся в полном согласии с этим основным его назначением» 7.
«Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она — эта любовь может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве.
Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывают личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» 8.
- [1] Учебные заведения Ведомства императрицы Марии. СПб.,1906. С.477.
- [2] Чернышов В.И. Д.К. Ушинский и реформы Смольного и Александровского институтов. Краткий библиографический очерк. 1951. Вып.33. С.68-150.
- [3] Там же. С.68-150.
- [4] Менделеев Д.И. Заметки о народном образовании в России. СПб.,1901.
- [5] Санкт-Петербургские ведомости. №103. К.Д. Ушинский «Необходимость ремесленных школ в столицах». СПб.,1868.
- [6] Там же.
- [7] Учительская газета. 15 октября. СПб.,1988.
- [8] Слова Д.А. Лихачева.
Комментарии
Из истории женского профессионального образования
Содержательная, глубокая работа, содержит много новых интересных фактов, высказываний. Особенно хотелось бы отметить логичность построения материала. Жаль, что автор не использует богатейший архивный материал по теме.
Добавить комментарий