Аристотель, Платон, Августин, Фома Аквинский, Рене Декарт… — этот список можно продолжать долго, но встретить в нем женское имя будет затруднительно. При изучении философии вспоминают разве что Юлию Кристеву и Мелани Кляйн. Долгое время причину этого видели в том, что женщин не допускали к общественной жизни и высшей школе, но уже более века женские права в сфере образования равны правам мужчинам, а серьезных изменений не происходит. В чем же дело: в закостенелости образовательной программы, в недостаточном освещении женских успехов, в разных способностях и стилях мышления?
С другой стороны, борьба за равноправие полов повлекла за собой множество проблем. Возросшее количество разводов, спад рождаемости — все это с большой долей вероятности можно связать с эмансипацией. Женщин не устраивает место у плиты, но добиться успехов в карьере (особенно в научной сфере) тяжело. Как же можно решить эту проблему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо кратко обрисовать историю вопроса.
Дорога в университеты открылась женщинам в России не так давно. Первые образовательные учреждения для женщин появились при Екатерине II: прежде всего — Смольный институт. [189] Образованная девушка того времени владеет иностранным языком, разбирается в новинках литературы и искусства, может поддержать разговор; воспитание было направлено на то, чтобы дать девушке широкий кругозор.
После смерти Екатерины, в образовательной сфере происходят перемены. Императрица Мария Федоровна считала главной задачей воспитание матери, хозяйки, жены, а не светской львицы. Вместо екатерининской книги «О должностях человека и гражданина», настольной книгой учениц становятся «Отеческие советы моей дочери».
К середине XIX века появляются гимназии: принцип всесословности и открытости образования становится главным. Учебная программа была почти такой же, как и в мужских гимназиях, за исключением древних языков. Лучшие выпускницы получали статус домашних наставниц.
К последней трети XIX века среднее и среднее специальное образование для девушек были уже нормой, и основная битва происходит за возможность получения высшего образования. Инициаторами этого процесса были, как ни странно, мужчины. За равноправие женщин в сфере образования выступали А.Н. Бекетов, А.Н. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов и др. И.М. Сеченов покровительствовал первым женщинам-вольнослушательницам, посещавшим Медико-хирургическую академию.
Для этого времени характерна эмиграция женщин в западноевропейские страны, где они могли учиться в высших учебных заведениях. Это были, прежде всего, Швейцария и Франция, так как в Германии женщины получили право на высшее образование лишь с 1890 г. Присутствие женщин-студенток на занятиях зависело от согласия профессора-мужчины. И лишь в 1919 году право на образование было закреплено в конституции Германии. Тем не менее, хотелось бы отметить любопытный факт: женщина-профессор в Германии не имела права на замужество.
В России законодательные акты, уравновешивающие права мужчин и женщин в получении образования и выборе профессии, были приняты в начале 20-х годов ХХ века. С этим фактом связывается [190] первая волна 1 феминизации науки: уже к 1928 году среди научных работников 22,5% составляли женщины.
Вторая волна началась в 1960-е годы и была связана с бурным ростом науки и формированием широкой сети научно-исследовательских организаций. К 1988 г. численность женщин, занятых в сфере науки возросла в 4,6 раза по сравнению с 1961 годом.
Третья волна феминизации приходится на 90-е годы, и связана она, прежде всего, с кризисом, который переживала наука. Женщины отличаются низкой территориальной и профессиональной мобильностью, и согласны трудиться на низкооплачиваемой работе, в то время как успешные ученые-мужчины эмигрировали на Запад, или осваивали сферы бизнеса и предпринимательства. С 1990 по 1993 года удельный вес женщин-аспирантов вырос с 35% до 47%.
Перепись населения 2002 года впервые показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами. На 1000 человек приходится 163 женщины с высшим образованием, а мужчин — 156, в то время как на период предыдущей переписи 1989 года соотношение было 110 женщин против 117 мужчин. В этом отношении Россия следует общеевропейской тенденции: во всех странах Европейского Союза доля девушек, получающих высшее образование, заметно превышает долю юношей. В сфере высшего образования в большей степени заняты женщины. Доля женщин, получающих высшее образование среди молодежи 20-29 лет выше по всем странам Европейского союза, кроме Германии и Австрии.
В Германии всего 22% девушек получают высшее образование, в то время как доля юношей составляет 25% от общего числа молодежи. Это достаточно удивительно, ведь исторически немецкий феминизм возник как движение за равноправие в области образования: основанная в 1865 г. «Всеобщая ассоциация немецких [191] женщин» заявила в своей программе, что труд является честью для женщин. Своей задачей этот союз ставил содействие высшему образованию и освобождению женского труда от всех препятствий.
Долгое время считалось, что главная задача при образовании женщины — это воспитание хорошей матери, жены, хозяйки. Шитье, вышивание, танцы, домоводство — ключевые предметы при обучении девушек в XVIII-XIX веках. В современной школе половые различия стараются сглаживать. И чем выше ступень образования, тем менее она гендерно окрашена, хотя мужчины и женщины обладают различными мыслительными и психическими способностями. Количество женщин в науке растет с каждым годом, необходимо добиться того, чтобы вместе с ним росло и «качество» молодых ученых.
Женщина обладает способностью популяризировать течения, созданные мужчинами: Августин в своей «Исповеди» благодарит мать, которая подарила ему благую весть и заронила зерно веры в его душу. Аввакум Петров также опирался на женщин, в частности, на боярыню Морозову, для того, чтобы иметь большее влияние на общественное мнение.
Есть и другой аспект, о котором нельзя забывать. Женщина — это, прежде всего, мать. А от матери зависит то, каким вырастет ребенок. Недаром деятельность декабристов связывали с тем, что их воспитывали образованные матери.
В заключение хотелось бы повторить, что женщины и мужчины в науке не должны рассматриваться как соперники. Они делают одно дело, и если учесть их гендерные способности и особенности, то наука смогла бы обогатиться и выйти на новый виток развития. Применительно к системе образования речь не должна идти о раздельном образовании. Скорее, образование должно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, как бы утопично это ни звучало. Только в этом случае из школ и университетов не будут выходить «образованные посредственности».
- [1] Теория волнообразной феминизации науки принадлежит Е.З. Мирской и Е.А. Мартыновой (Мирская Е.З., Мартынова Е.А. Женщины в науке // Вестник Российской академии наук. 1993. Т. 63. № 8. С. 693-700).
Литература
- Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской) // ВИЕТ. 2000. № 1. С. 141-153.
- Хорошилова Л.Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. Культурный потенциал общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001;
- Электронная версия бюллетеня Население и общество «Демоскоп Weekly» (http:// www.demoscope.ru).
- Официальный сайт Госкомстата России (http://www.gks.ru/PEREPIS/).
- Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской) // ВИЕТ. 2000. № 1. С. 141-153.
Комментарии
Высшее образование и женский вопрос
Какая сексистская статья. 'хотя мужчины и женщины обладают различными мыслительными и психическими способностями' очень интересно, а ведь наука не подтверждает связь пола и мыслительные способности. Ну вот вообще никак. Женщина- это в первую очередь личность, а не мать. Очень надеюсь, что с течением времени автор пересмотрел свои взгляды и понял какие ошибки в умозаключениях делает
Высшее образование и женский вопрос
"Аристотель, Платон, Августин, Фома Аквинский, Рене Декарт…" - ни одного современника. Если автор признает, что женщинам разрешили получать достойное образование только в 20 веке, да и то они подвергались дискриминации по гендерному признаку, то о какой логике в его рассуждениях вообще можно говорить? Тем более, что с именем Гипатии Александрийской он как будто не знаком. И ни одного известного современного философа-мужчины назвать тоже не может. И этот мужчина говорит о неких выдающихся мыслительных способностях, свойственных мужскому полу? Наверное, к этим способностям относится прежде всего отсутствие здравого смысла.
Высшее образование и женский вопрос
Я лично согласна с автором. Мужчина и женщина разные. Их мозг все равно работает по-разному. И у мужчины, и у женщины есть мыслительные способности, но они разные. Мужчины больше видят "что". Женщины больше видят "как", грубо говоря, с моей точки зрения.
Если автор просто не знает Гипатию Александрийскую и слишком кратко выражается, это еще не значит, что у него нет здравого смысла.
Женщина прежде всего мать. Она не должна оставлять детей без присмотра. Конечно, у женщин бывают уникальные таланты, они бывают спасительны в самых сложных ситуациях. Женщинам нужно давать образование и нужно позволять проявлять себя в разных сферах. Но все это не в ущерб семье, ведь сама женщина будет не сильно хорошо справляться с задачами, если у нее не все в порядке на личном фронте. Она сама не будет счастлива. Это ее природа. Но мы все части общего созидания. Какая разница, в каких сферах кто может лучше помогать? Главное - результат. И главное - не закапывать таланты, которые есть у всех. В "женском вопросе" скорее виноваты мужчины. Они раскичились своим величием и своими способностями, забыв, что служат жизни, а не своему эго, забыв о чувствах женщины. Когда мужчины станут чуть скромнее, тогда и женщина увидит для себя честь в своих собственных задачах. Так мне кажется. Извините.
Добавить комментарий