Образованное сердце: княгиня Александра Алексеевна Оболенская

[127]

Все чаще мы обращаемся в прошлое, и в нем открываются имена людей, которые не были ни политическими деятелями, ни учеными, ни писателями, ни актерами или художниками. Частные лица, в которых воплотилось «нравственное благородство века». К таким именам, возвращенным из небытия, относится княгиня Александра Алексеевна Оболенская — личность в высшей степени привлекательная и интересная, имя которой по праву должно стоять в ряду выдающихся женщин 19 века, вдохновительниц, катализаторов творческого горения. Александра Алексеевна была человеком необычайной духовной силы и одаренности, выделялась оригинальным, незаурядным умом.

Александра Алексеевна Оболенская родилась 27 ноября 1831 года в Мценском уезде Орловской губернии в семье богатого помещика Дьякова. Отец её, Алексей Николаевич, был три раза женат. Александра Алексеевна родилась от его второй жены, урождённой баронессы Дальгейм де Лимуэн, родители которой были эмигрантами французской революции, принятыми Екатериной Великой к своему двору. Мать Александры Алексеевны была воспитанницей императрицы Марии Фёдоровны, которая дала ей образование в Смольном Институте. В родах, при рождении последней дочери, она умерла, Александре Алексеевне было тогда полтора года. От своей матери, француженки, Александра Алексеевна унаследовала необыкновенную живость ума, весёлость и остроумие. Отец же женился в третий раз на Елизавете Алексеевне Акуловой (Окуловой) и затем вскоре умер. Из семерых детей Алексея Николаевича Александра Алексеевна была предпоследней. Дети остались на попечении мачехи, которая трём младшим сёстрам заменила мать.

Александра Алексеевна была способной девочкой и рано начала учиться, притом, как полагалось в хороших семьях, — на французском языке. В качестве реликвии её более позднего детства сохранилась у сына толстая тетрадь её дневника, когда ей было 12 лет. Вела она свой дневник на французском языке, описывая в нём своё путешествие с мачехой и двумя сёстрами по Европе. Они ездили в Рим, где гостили у известной княгини Зинаиды Волконской. Путешествие совершили на пароходе между Петербургом и Гавром, а затем по всей Франции и Италии — [128] на лошадях, кроме небольшого кусочка — между Руаном и Парижем, где Александре Алексеевне в первый раз пришлось ехать по железной дороге. Рим произвёл огромное впечатление на живую увлекающуюся девочку. В доме княгини Волконской, принявшей католичество, она слушала проповеди красноречивого аббата Жербе и в один прекрасный день заявила мачехе о своём желании сделаться католичкой. Елизавета Алексеевна испугалась столь пагубного влияния кн. Волконской на своих падчериц и поторопилась увезти их из Рима.

Семья Дьяковых жила в Москве и поддерживала близкое знакомство с семьёй Толстых. Часто бывая в доме Дьяковых, Толстой увлёкся умной и интересной девушкой — Александрой Алексеевной, и, по словам её сына, «даже сделал ей предложение, но получил отказ».

Подтверждением глубоких чувств Л. Толстого к Александре Алексеевне Оболенской может быть письмо Софьи Андреевны Толстой к мужу от 28 ноября 1864 г.: «Твоё письмо, Лёвочка, довольно грустное; видно, что тебе не весело. Что ты всё дома сидишь; ты бы съездил кое к кому, всё бы рассеялся. Я так боюсь, что ты, пожалуй, думаешь, что мне неприятно, а мне, право, ничего, хоть даже к самой А[лександре Алексеевне] Об[оленской]». Вернувшись с Кавказа, Л.Н. Толстой снова в семье Дьяковых встретил Александру Алексеевну, которая уже была замужем, и опять увлёкся ею. На этот раз и он произвёл на неё настолько сильное впечатление, что она поторопилась вернуться к мужу в Петербург, и с тех пор не виделась с Л.Н. Толстым.

В 1853 году Александра Алексеевна вышла замуж, по нравам того времени, довольно поздно — ей шёл 22-ой год — за князя Андрея Васильевича Оболенского. Андрей Васильевич был человеком чутко следивший за волновавшими тогдашнее общество вопросами. Он окончил училище Правоведения, и поступил на государственную службу. Одноклассником его и близким другом был К.П. Победоносцев. Но политических взглядов Победоносцева он не разделял, сблизившись с кружком славянофилов — Аксаковых, Киреевских, Кошелева и др., с которыми близко сошёлся. Андрей Васильевич был горячим сторонником освобождения крестьян и принимал близкое участие в освободительной реформе в качестве назначенного от правительства члена Калужского Комитета. Там он, вместе с губернатором В.А. Арцимовичем, входил в состав левой части Комитета. Оболенский вместе с Арцимовичем, который был калужским губернатором, убеждённым либералом и энергичным администратором, составил записку об организации всесословной волости.
[129]

Александра Алексеевна принимала горячее участие во всех перипетиях реформы, собирая по вечерам в своей гостиной всех местных её деятелей. Здесь, в Калуге, её врождённое свободолюбие оформилось в определённые либеральные политические убеждения, которым она оставалась верна до своей смерти. Имя княгини Оболенской было тесно связано с именами первых деятелей по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Она была одной из немногих русских женщин той эпохи, которая поняла значение реформы по освобождению крестьян.

Александра Алексеевна переехала в Петербург в 1868 году. Кончилась эпоха Великих реформ. На верхах петербургского общества уже чувствовались реакционные настроения, но в широких кругах русской интеллигенции передовые идеи всё больше и больше распространялись. Александра Алексеевна, полная необыкновенной энергии, не могла оставаться праздной и жаждала такого дела, которое полностью захватило бы её душу и могло полностью удовлетворить её. Такое дело она видела в широком и всестороннем образовании женщин.

В 60-х годах 19 века подъем общественного самосознания в России поставил вопрос о высшем женском образовании. В 1867 году Е.И. Конради подала на съезд естествоиспытателей и врачей убедительно мотивированную записку с просьбой допустить женщин к обучению в Университетах. Съезд отклонил записку, но публично высказал одобрение этому проекту. Е.И. Конради — первая в 1876 г. обратилась к 1-му съезду, и её инициатива ускорила организацию и открытие высших женских курсов в Москве и в Петербурге.

В эту борьбу вступила группа передовых женщин того времени — А.П. Филосова, Н.В. Стасова, В.П. Тарновская. Идейным вдохновителем стала дочь декабриста Ивашева — М.В. Трубникова. В качестве первой ступени к университетскому образованию женщин необходимо было открыть средние женские учебные заведения.

В 1869 году княгиня Александра Алексеевна Оболенская задумала открыть такое среднее учебное заведение с курсом, приближающимся к курсу мужских реальных гимназий. При этом княгиня руководствовалась «общеполезной, а не коммерческой целью».

В это же время такая же мысль возникла в кружке женщин, большинство из которых до тех пор не принимали участия в движении по устройству университетских лекций для женщин. К этому кружку присоединилась и Е.И. Конради.

Целью кружка являлось устройство гимназии общественными силами и на общественные средства. Они собрали небольшой капитал и заручились известной суммой обещанных ежегодных пожертвований. [130] Узнав о существовании такого кружка, который преследовал такие же цели, княгиня Оболенская сблизилась с ним, и было решено устроить гимназию общими силами.

Александра Алексеевна прекрасно понимала всю недостаточность домашнего образования, которое ей пришлось получить самой. Стремление создать условия, которые облегчили бы русской женщине получение основательного образования, не было лишь служением отвлеченной идее. Княгиня хорошо знала русскую жизнь, ей хотелось дать женщине такое образование, которое не мешало бы ей быть хорошей женой и матерью, могло бы сделать ее полезной обществу. Ознакомившись с программами существующих тогда женских учебных заведений и их выполнением, княгиня увидела, что они не дают достаточной подготовки для поступления в университет.

В 1869 году Александра Алексеевна Оболенская решила открыть женскую гимназию — путь русской девушке к науке. Гимназия была открыта в 1870 году. За полгода до неё открылась в Петербурге ещё одна частная женская гимназия г-жи Спешневой. Это были две первые в России женские гимназии с программами, соответствующими примерно программам реальных мужских училищ. Для того, чтобы стать начальницей гимназии, Александре Алексеевне недоставало официального диплома. И вот, в сорок лет ей пришлось сесть за учебники и сдавать экзамен на звание домашней учительницы.

Для сбора средств были устроены литературные вечера, к участию в которых Оболенская привлекла известных писателей и поэтов: М.Е. Салтыкова-Щедрина, графа А.К. Толстого, Я. Полонского, А. Слепцова и других. Александра Алексеевна отличалась удивительной способностью определять силы и дарования людей. К работе в гимназии были привлечены высококвалифицированные педагоги, определявшие и нравственную культуру своего времени. Это директор гимназии в 1879-1888г.г., ученый, организатор образования, учитель детей Александра II и Александра III А.Я. Герд, доктор математических, философских и минералогических наук Е.Ф. Литвинова, народоволец А.И. Ковальский, автор замечательных учебников А.Ф. Пуликовский, одна из первых русских женщин врачей-педиатров А.Н. Шабанова. В отношениях с сотрудниками княгиня умела подчинить соображения личной близости, симпатий и антипатий требованию справедливости.

В гимназии царил особый демократический дух, особые отношения. Особенностью гимназии было участие родителей в педагогических совещаниях. Они могли устно или письменно сообщить свои замечания о разных педагогических мерах, высказывать мнения о преподавании, [131] личные наблюдения за детьми. Она пользовалась популярностью у интеллигенции, представителей высшего класса, разночинцев. В гимназии воспитывались дети людей, относившихся серьёзно к воспитанию своих дочерей. Мы видим там дочерей известных писателей, педагогов, ученых, врачей, юристов. Здесь учились дочери профессора медицины С. Боткина, архитектора А. Граббе, обер-прокурора Н. Деппе, писателя А. Куприна и др. Выдающейся чертой княгини была ее доброта, добродетель, заинтересованность в судьбах своих учениц. Из стен гимназии вышли женщины, которые оставили свой след в истории России. Они с благодарностью вспоминали годы учёбы в гимназии А.А. Оболенской. Несмотря на свою тяжёлую болезнь, княгиня не отличалась нервозностью, истеричностью, и все страдания физические и нравственные переносила твёрдо, с достоинством. Скончалась А.А. Оболенская 8 декабря 1890 г. Ей суждено было занять видное место в истории женского образования в России и нам еще предстоит в полной мере оценить эту незаурядную личность, у которой было «образованное сердце» и «возвышенная душа».

Похожие тексты: 

Добавить комментарий