Техногенная цивилизация и технократическое мышление объективно изживают себя в условиях современного социума. Все большую актуальность приобретает ценность человеческого бытия в его [372] гармонии с окружающим миром. Это обусловливает повышенное внимание к смыслу происходящего и творимого человеком, к социально-гуманитарному знанию и формирующему человека социально-гуманитарному образованию. Основные тенденции развития социально-гуманитарных наук порождают поликонцептуальность, альтернативность, методологический плюрализм, интегративный подход, неоднозначность постановки задач и творческое, нестандартное их решение и требуют адекватной системы образования.
Однако «возникло явное противоречие: с одной стороны, гуманитарное знание и образование признаются квинтэссенцией информационной цивилизации XXI в., а с другой — вопреки мнению научно-образовательного сообщества знание и образование волевым путем сокращают, делают односторонним, нарушая целостность, комплексность образовательного воздействия на человека» 1.
В современных условиях образование не может основываться только на представлениях линейного развития и ограничиваться трансляцией социального опыта. В силу этого образовательный процесс как со стороны учителя, так и со стороны ученика становится актом творчества личности. Плюрализм, альтернативность, креативность и диалогичность становятся важнейшими характеристиками современной модели развития социально-гуманитарного образования. Реформирование последнего базируется на новой парадигме общественного развития, когда в центре внимания находится человек, его развитие, ценности и смысл его жизни. Смыслом, целью и основным содержанием образовательной деятельности является созидание человека, которому важно не только уметь усваивать знания и опыт предыдущих поколений, но и научиться самообразованию, готовности к самореализации и творчеству. Самопознание человека как личности и составляет смысл и конечную цель гуманитаризации образования.
Глобальной целью современного отечественного образования является воспитание гуманистической личности. Это свободная личность, способная к самоопределению и самореализации в современном социо-культурном пространстве. Важнейшими качествами гуманистической личности являются творческая акти??ность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию. Цель социально-гуманитарного образования заключается в создании оптимальных условий для становления такой личности. Эта задача особенно актуальна, так как современная реальность такова, что учитель и ученик зачастую оказываются [373] как бы на одном уровне в смысле ценностных поисков и находок перед лицом общего вызова эпохи, когда условия жизни резко меняются.
В основе развития гуманистической личности лежит становление индивидуально-целостной системы ценностных отношений к окружающему миру и к себе в этом мире. Проблема формирования ценностных отношений личности в современной ситуации является одной из наиболее важных и актуальных. Это объясняется тем, что она связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, поскольку предметы и явления окружающего мира не только обладают присущими им объективными свойствами, которые отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельности личности. Складывается, таким образом, ценностное отношение — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности.
Глобальность мышления, способность к анализу различных информационных потоков, готовность к творческому решению проблем — это важнейшие характеристики человека XXI столетия. Именно поэтому функции образования в современную эпоху значительно сложнее, чем простая передача опыта и знаний от поколения к поколению. Современное социально-гуманитарное образование должно способствовать познанию человеком самого себя, в том числе и создаваемой им реальности, принципов этого познания. А такое познание невозможно без содержательного полилога всех гуманитарных дисциплин в процессе обучения. Это предполагает смену парадигмы социально-гуманитарного образования — от культа абстрактного человека-объекта к конкретному многомерному человеку-субъекту, который станет не потребителем достижений культуры, а их творцом. Гуманитарию гораздо легче без особых психических деформаций адекватно воспринять и интерпретировать принципиально новые формы описания мира, поскольку его сознание уже подготовлено к встрече с иными, альтернативными способами описания реальности. Социально-гуманитарное образование выступает своеобразным посредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности продуктивного диалога времен 2. [374] Именно поэтому в современных условиях изменяется и основная функция социально-гуманитарного образования, которое должно трансформироваться в систему вариативного, развивающего образования для людей в условиях кардинально и стремительно меняющегося социума.
Чтобы преодолеть фрагментарность, односторонность развития личности, в основу образовательного процесса должен быть положен интегративный подход. Интегративные процессы в науке, взаимодействие учебных дисциплин в процессе образования позволят перестроить мышление его участников и вывести их на многомерный содержательный диалог. Образовательный интегративный процесс не является педагогической абстракцией. Он базируется на двудоминантности педагогического процесса, предполагающего равенство его участников в своем прирожденном человеческом праве неограниченного познания мира, причем в тех формах, которые органичны и комфортны на индивидуально-личностном уровне.
Доминирование интеграционных процессов в современной образовательной системе обостряет противоречия предметной системы обучения. Во-первых, между задачей формирования целостного индивидуального сознания личности школьника и разобщенным отражением форм общественного сознания в различных учебных предметах. Это противоречие подчеркивает мировоззренческий аспект необходимости построения образовательного процесса на интегративной основе. Во-вторых, между разобщенным по отдельным предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека. Данное противоречие акцентирует практический аспект целесообразности организации интегративных связей в учебном процессе. Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяя тем самым рассмотреть большее число связей, восстанавливая в сознании обучающихся единство и целостность окружающего мира.
Интегративный, междисциплинарный подход в социально-гуманитарном образовании позволяет представить человека во всех его многосторонних бытийных формах и исследовательских ипостасях и способствует созданию образа собственного «Я» у его участников.
Добавить комментарий