Понятие геральдики

[14]

Термин геральдика в русском языке имеет три смысла. Во-первых, это практика создания и использования системы геральдических знаков, которая существует с момента появления общества, понятий «свой» — «чужой», различий семьи от семьи, рода от рода, племени от племени, и включает в себя создание, регистрацию и бытование геральдических знаков. В этнографии подобные геральдические знаки мы знаем под названием тотемов (у индейцев Северной Америки), тамг (у тюркских народов). В Японии с XII века складывается система геральдических знаков — монов.

Одновременно с процессом формирования социумов появляются знаки, выделяющие индивидуумов, занимающих особое место в социальной системе, котрые могут быть названы ранговыми знаками. Эти знаки выполняют определенную функцию — обозначают социальный статус индивидуума или определенной социальной группы, являются различительными знаками.

Геральдика — это невербальная система знаков, которые сохраняют информацию и передают ее. Таким образом, геральдику можно назвать языком. Этот язык имеет свою грамматику, морфологию и синтаксис, имеет свои диалекты. Так же, как европейские языки отличаются от японского языка, так и европейская геральдика отличается от японской. Также, как немецкий язык отличается от английского, французского, русского, так и немецкая геральдика отличается от английской, французской, русской. И эти различия не дают основания говорить, что где-то геральдика есть, а где-то нет.

Как и у любого другого знака, у геральдического знака к его различительной функции обязательно добавляется и такая вторичная функция, как обозначение собственности. Знаком собственности может стать лишь знак, который уже обозначает собственника, а не наоборот.

В.И. Лавренов пишет, что эмблемы и гербы «…представляют либо национально-государственную идею, либо определяют правовой статус территории (города), либо фиксируют лицо (род) в системе социальной иерархии» (В.И. Лавренов. Российский государственный орел. История эмблемы и символа // Гербовед. № 199. С. 11 — 12). Геральдический знак создавался и создается, прежде всего, как различительный знак, долженствующий помочь различить одного индивидуума от другого, одну социальную группу от другой, указать на права, которыми они наделены. Правовой аспект геральдических знаков чрезвычайно важен. Без права геральдический знак является лишь более или менее красивой картинкой.
[15]

Идейное наполнение может быть, а может и не быть. Эту область можно назвать геральдической поэзией, геральдической мифологией. Также как математика оперирует математическими символами и вторичным является символика цифр: 7 — счастливое число, 13 — несчастливое, 666 — число дьявола, 777 — число Бога.

Во-первых, что и европейские гербы, появившиеся в эпоху Крестовых походов выполняли и выполняют ту же социальную функцию, что и геральдические знаки древних народов и неевропейских цивилизаций. В европейской среде сложились правила и нормы составления гербов, их описания. Этим занимались специальные люди, которых называли герольдами. Впоследствии были образованы и специальные службы.

Во-вторых, геральдика — это вспомогательная историческая дисциплина, предметом изучения которой являются геральдические системы. Предмет геральдики определяет не форма, а содержание. Важно видеть не различия в изображениях индейских тотемов, европейских гербов, знаков самураев, а то общее, что их объединяет, т.е. их функцию.

В третьих, это совокупность геральдических знаков. Например, родовая геральдика, земельная или территориальная геральдика, государственная геральдика, военная геральдика, наградная геральдика и т.д.


У народов всего мира с незапамятных времен существовали различительные знаки — религиозные символы, тотемы, различные изображения животных, — которые должны были охранять членов рода от всяческих напастей. В традиционном понимании этого слова гербы — наследственно передаваемые символические изображения, составленные на основе определенных правил, — появились в Европе лишь в средние века. Сначала это были личные знаки рыцарей, участников Крестовых походов, превратившиеся потом в наследственные, родовые. В дальнейшем они стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов, государств. Со временем были выработаны правила составления гербов. Эти правила имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. За их соблюдением следили герольды. Слово это происходит от немецкого Herald (Heeralt), то есть ветеран, как назывались в Германии в средние века люди, известные своей доблестью и храбростью и назначавшиеся для почетного присутствия на торжествах, турнирах и боях; на них первоначально возлагались обязанности следить за соблюдением обычаев рыцарства. В современном мире тоже существуют геральдические службы. В нашей стране — это Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Основой большинства гербов служат щиты. Они бывают разной формы. Треугольный щит называют варяжским, овальный — итальянским, [16] квадратный, слегка закругленный снизу — испанским. Сложная форма немецкого щита, так называемого тарча, обусловлена тем, что у настоящего тарча в выемку правой части вставляли копье. Наибольшее распространение получил так называемый французский щит — четырехугольный, заостренный книзу. Именно этот щит преобладает на гербах России. Правая и левая стороны герба определяются от лица, несущего щит. Цветовую гамму герба описывают, используя понятия металлы, финифти, меха. В знаковой системе геральдики используются два металла — золото и серебро (изображающиеся соответственно желтым и белым цветами). Кроме желтого и белого, в геральдике используется пять цветов (соответственно — красок), которые принято называть финифтями: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный, черный. При изображении герба красный цвет обозначается вертикальными линиями, голубой — горизонтальными, зеленый — диагональными линиями с наклоном вправо, пурпурный — диагональными линиями с наклоном влево, черный — пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. До сих пор соблюдают и старинное правило: при составлении герба металл на металл и финифть на финифть не накладываются.

Цвету придавали символическое значение, причем толкований было великое множество. Наиболее распространенные перечислил французский геральдист XVII века П. Асельм: «Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро символизирует чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие; черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях; синий — целомудрие, честность, верность и безупречность; зеленый — надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Есть и другие значения: красное поле — кровь, пролитая за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговая трава, черное — мрак, печаль.

Традиция обивать щиты мехом уходит в глубокую древность. На современных щитах эту традицию продолжает изображение меха. В геральдике используют горностаевый и беличий меха, конечно, в условном изображении. Горностаевый мех — белый с черными хвостиками. Беличий мех — белые и серебристо-голубые «шкурки», расположенные в шахматном порядке.

На щитах гербов можно увидеть самые разные изображения. Кроме геральдических фигур (разнообразные деления щита, кресты) используются негеральдические (человека, животных, птиц, рыб), символизирующие те или иные добродетели рыцаря. Самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные, или фантастические, фигуры (кентавр, сирена, единорог и тому подобное).
[17]

Геральдист XVII века Menestrier в свем трактате «L'art du blason» сравнивал геральдику с энциклопедией. Он находил в ней свою особую теологию, объясняющую ее таинственные символы, свою философию, рассматривающую свойства ее эмблем, свою юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом, далее геометрию, описывающую ее фигуры и расположение их, историю — их происхождения и причины, наконец, географию — указывающую страны возникновения геральдики, и грамматику — разъясняющую своеобразный язык ее. В.К. Лукомский добавлял к этому списку «… еще близко связанную с геральдикой область свободного творчества — искусство» (Лукомский В.К. О геральдическом художестве в России //Старые годы. 1911, февраль. С. 6).


В России о научной дисциплине — геральдике можно говорить с 1856 года — даты публикации работы А. Лакиера «Русская геральдика» (Соболева Н.А. // Гербовед; Соболева Н.А. Русские печати М., 1991. С. 9 — 10). Сам термин «наука Геральдика» (“the Science of Heraldry” — The Manyal of Heraldry. Ed. By Francis J. Grant, W.S. Lord Lyon King of Arms. New and Revised Ed. Edinburgh: John Grand. 1929. P. V).

Уже в начале XX века многими авторами отмечалось значение геральдических знаков, как датирующего материала для определения времени постройки того или иного замка, аббатства; материал, используемый для идентификации изображенных на портретах, а также ….

Современное состояние вспомогательных исторических дисциплин характеризуется изменением структуры, как отдельных дисциплин, так и всего их комплекса. Этот процесс взаимосвязан с расширением круга исторических источников. Отмечается как формирование совершенно новых дисциплин (вексиллология, изучающая знамена) 1, так и выделение из [18] традиционно сложившихся — их отдельных частей (из нумизматики постепенно выделяется фалеристика, изучающая ордена, медали, знаки) 2.

Указывая на эти тенденции, специалисты отмечают процесс переосмысления задач, в частности, геральдики, отношение к которой, как к дисциплине, обслуживающей дворянство и «охраняющей» дворянские привилегии, уступило место научному подходу 3. Так же, как сфрагистика и нумизматика, геральдика в большой степени основывается на вещественных исторических источниках 4. Но если коллекции печатей и монет постоянно привлекают внимание наших исследователей, то геральдические памятники в значительной степени еще не только не изучены, но даже не опубликованы. Отчасти это связано с тем, что, как справедливо отмечал В.И. Стрельский, «… до сих пор еще нет научного определения предмета и содержания геральдики, как научной дисциплины…» 5. В связи с этим остановимся на вопросе о предмете изучения и структуре геральдики специально.

Традиционно геральдика рассматривалась как «вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов — получивших широкое распространение в Средние века символических знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся государствам, частям их территорий (княжествам, городам, областям), корпорациям (ср.-век. цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отдельным лицам и т.д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемические изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, городские и государственные эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличительные знаки в гербы, начала складываться в XI — XII вв. в среде европейского рыцарства. При этом сказывалось большое влияние восточных обычаев, проникновение которых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями геральдики как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, [19] приемами изображения гербовых эмблем, являлись герольды (от них произошло и название «геральдика») 6.

На узость источниковедческой базы при подобной постановке вопроса указывает тот факт, что геральдику часто отождествляют с гербоведением, т.е. «предметом изучения геральдики являются гербы» 7. Подобного традиционного мнения придерживались и придерживаются до сих пор многие исследователи. Однако, определенный таким образом круг рассматриваемых памятников ограничивает возможности развития геральдики как научной дисциплины, т.к. за бортом геральдики оказываются целые комплексы знаков: тотемные знаки и тамги, эмблемы самураев, многие государственные гербы новейшего времени. Хотя стихийно большинство из них все же стали предметом изучения геральдики. Ко второй половине XIX в. относятся работы Адальберта де Бомона и Уильяма Смита Эллиса, в которых уже делались попытки расширить формальные рамки геральдики 8.

Потребность в новом подходе к этой дисциплине ощущали и советские историки. Так, В.К. Лукомский в своих статьях отмечал двойственность предмета изучения геральдики 9. В своей последней работе он писал: «Под гербом, в более широком толковании этого слова, разумеют всякое графическое изображение, так или иначе символизирующее отдельную территорию, страну или поселение, юридическую организацию, целый род или отдельное лицо, как члена его, а также и собственность, принадлежавшую названным субъектам владения. При таком понимании слова «герб» многие историки склонны видеть прототипы гербов во всякого рода отличительных знаках, появляющихся на заре человеческой культуры и имеющих отчасти культовое, отчасти правовое имущественное значение: тотемах, тамгах и т.д.» 10. Такого взгляда на герб придерживались Ю.В. Арсеньев 11, И.И. Мещанинов 12, Б.А. Рыбаков 13. Отметим мнение [20] В.С. Драчука, который в своих исследованиях значительно расширил хронологические рамки геральдики, включив в предмет ее изучения древние геральдические системы, сформировавшиеся на территории нашей страны: античные — сарматскую и боспорскую, а также древнерусскую — эпохи раннего средневековья 14. Но возможно и понимание «…гербов в более прямом и узком смысле этого слова, — продолжает В.К. Лукомский, — как графических изображений, имеющих определенную композицию, состоящую из ряда принятых элементов и выраженную на основе некоторых установленных, хотя и условных правил. Как известно, происхождение гербов (в этом именно понимании) относится ко времени кретовых походов…» 15.

Подмеченная В.К. Лукомским двойственность геральдики дала основание Е.И. Каменцевой и Н.В. Устюгову говорить о двух самостоятельных исторических дисциплинах: геральдике и эмблематике 16.

Геральдика изучает гербы — «особые фигуры или символические изображения — эмблемы, составленные на основании точно определенных правил служащие постоянным отличительным знаком определенного лица, рода, общества, учреждения, города, области и целого государства. Характерной особенностью герба является его наследственность. Индивидуальная печать того или иного лица еще не является гербом. Изображение на печати может считаться гербом только тогда, когда оно переходит по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение» 17. А совокупностью эмблем занимается эмблематика. Как вспомогательная историческая дисциплина эмблематика изучает происхождение и историю эмблем» 18.

Но ведь, отрывая от геральдики эмблематику, мы лишаем первую генезиса, истоков, т.е. рассматриваем уже сформировавшееся дерево, не проследив его корней и процесса роста; вторая же представляет собой лишь корневую систему, сложную, запутанную, но делающую изучение ее абсолютно бесплодным, так как отсекается ствол с ветвями и листьями, т.е. то, сему дает жизнь эта система.

Е.И. Каменцева и Н.В. Устюгов указывали на связь эмблем и гербов, когда писали, что «в глубокой древности складываются первые эмблемы, которые приобретают затем геральдическое значение» 19, тем самым как бы подводится историческая база для включения древних эмблем, так сказать догербового времени, в предмет изучения геральдики.

Уже Ю.В. Арсеньев писал, что предметом изучения геральдики являются не только гербы: «Научное понятие о гербе включает в себя не только [21] геральдический щит и шлем с его атрибутами, то также и геральдическое знамя… Таким образом, в область геральдики вводится изучение всевозможных знамен, значков, хоругвей и прапоров, которые носят на себе какие-либо геральдические цвета или эмблемы, служа при этом символами государства, отдельной территории, или же рода, фамилии, корпорации и т.п.» 20.

О необходимости иметь вспомогательную историческую дисциплину, изучающую в совокупности советские эмблемы, флаги, ордена и т.д., писал А.А. Введенский. Он считал, что «… геральдика в ее установившемся содержании советскому историку бесполезна и не нужна», и предлагал создать новую вспомогательную историческую науку — эмблематику 21. Советской эмблематике уже было посвящено несколько работ 22.

В.И. Стрельский подробно рассматривает геральдику и ее место в системе современной исторической науки 23. Он пишет о двояком понимании термина «геральдика»: «Геральдика в широком смысле слова — это научная дисциплина, имеющая целью установление генезиса и этапов развития всякого рода знаков, принятых на разных ступенях развития культуры классового общества и служащих вначале отражением совокупности материальных предметов рода, семьи, отдельного человека и его собственности, а затем — различных корпораций, обществ и организаций как эксплуататоров, так и трудящихся классов; геральдика в узком смысле слова занимается изучением традиционных форм гербов и различных элементов их, характерных своим однообразным типом, возникших в определенных социальных условиях, преимущественно в условиях феодального общества. Сюда должно включаться изучение гербов государственных, территориальных и городских, гербов частных лиц, принадлежащих, главным образом, феодальной знати». Далее В.И. Стрельский предлагает заменить термин «геральдика» термином «эмблематика», включив в предмет ее изучения гербы, различные символы и эмблемы, флаги, знамена, ордена, филиграни, экслибрисы, поскольку эти последние до сих пор не стали предметом изучения какой-либо специальной дисциплины» 24.
[22]

Все эти памятники, как предмет изучения эмблематики, рассматривает в своей статье и И.В. Борисов 25. Он отмечает, что эмблематика еще не получила своего полного развития 26 и специально не останавливается на определении предмета изучения этой дисциплины. Понятие «эмблема» И.В. Борисов формулирует следующим образом: «…это краткое условное изображение какой — либо идеи или суммы идей на любом материальном носителе, информирующее о специфике данного носителя. Эмблема, будь она на бумаге, медали, промышленном изделии, помогает определить или уточнить, к какому роду человеческой деятельности относится этот предмет: вензель или герб на старинных документах сообщает нам об имени их владельца и его связях, печать на бумаге — указатель учреждения или организации, откуда этот документ вышел, эмблема предприятия на промышленном изделии — своеобразная визитная карточка этого предприятия, знак качества товара и т.д. Эмблема всегда является носителем и источником информации» 27.

Таким образом, если одни авторы говорят о перспективности интеграции в едином исследовании геральдики, сфрагистики, фалеристики, вексиллологии 28, то другие — положительно решают вопрос о включении разнообразных памятников (эмблем, гербов, знамен, униформ, орденов, знаков отличия) в предмет исследования одной научной дисциплины 29. Однако, до сих пор не был сформулирован принцип, позволяющий объединить «под крышей» одной вспомогательной исторической дисциплины обширный комплекс этих разнообразных памятников, подчас совсем внешне не схожих. Очевидно,что дело не в форме, а в содержании. В качестве стержня, который может позволить достаточно точно определить предмет изучения одной дисциплины, мы предлагаем понятие «социальная функция». Так, скажем, социальная функция памятников, изучаемых нумизматикой, является денежное обращение. Какова же социальная функция геральдических памятников? Эмблемы, гербы, ордена, знаки отличия, униформы, знамена представляют того или иного индивидуума или социальную группу, определяют социальные позиции индивидуумов по отношению друг к другу, индивидуума по отношению к социальной группе, одной социальной группы по отношению к другой социальной группе, составляют определенную знаковую систему, одну из символических систем — средств накопления, хранения и передачи информации, определяющей социальные системы и индивиды. Таким образом, в широком [23] смысле слова, геральдика изучает информативные знаки, выполняющие единую социальную функцию: они представляют соответствующие социальные микро- и макроструктуры. К этим знакам относятся не только гербы, появившиеся в Европе в средние века в период Крестовых походов и более поздние, но и разнообразные эмблемы, начиная с древнейших знаков всех без исключения культурно-исторических регионов, а также ордена, наградные медали, знаки отличия и различтия, униформы, знамена. В качестве составных частей геральдики могут существовать гербоведение, эмблематика, фалеристика, униформоведение, вексиллология. Подобное определение геральдики и предмета ее исследованя дает возможность более широкого ее использования в работе историков и позволяет ввести в научные оборот новые исторические источники. Формальный вопрос о том, как должна называться эта дисциплина — геральдика или эмблематика — не является принципиальным.

С нашей точки зрения, понятие геральдики более широкое, чем эмблематика. Понятие «эмблема» может относиться к гербам, но как быть со знаменами, орденами, униформами? Кроме того, эмблематика изучает эмблемы, а геральдика, даже в классическом понимании, — и эмблемы, и цвета, т.к. поле гербового щита может быть без эмблемы, но будет нести определенный цвет или комбинацию цветов. Существенно значение цвета и для орденов, знамен, униформ.

Е.И.Каменцева и Н.В.Устюгов, отмечая некоторую двойственность в определении понятия «эмблема», писали, что «эмблемой является условное изображение какого-либо понятия … эмблемы помещаются на гербах, печатях и монетах, а также на флагах, орденах, медалях, значках марках и т.д. Но в свою очередь, герб и флаг являются эмблемой государства, они символизируют классовые и национальные особенности государства» 30. Однако, это не позволяет расширить рамки предмета изучения эмблематики настолько, чтобы включить в нее многие из вышеперечисленных памятников.

Внешними приметами рыцарей являлись не только щит с определенными изображениями, но и “banier”, т.е. значок, крепившийся на пике, и другие части снаряжения. Кроме того, герольд, управлявший рыцарским турниром, носил определенное платье, отличавшее его от присутствующих, т.е. униформу 31. Поэтому и представляется целесообразным, чтобы именно геральдика изучала не только собственно гербы и эмблемы, но и всю совокупность памятников, которые могут быть названы геральдическими.

Следует указать на несколько значений термина «геральдика». Во-первых, это практика создания и функционирования геральдических знаков, которая существует на протяжении всей истории человечества. В России геральдическая практика — это и система знаков Рюриковичей, [24] и знаменная система Древней и Московской Руси и т.д. Во-вторых, это научная дисциплина, которая в России появляется в середине XIX века. И, наконец, этот термин означает совокупность геральдических памятников (можно говорить: русская, французская, польская геральдика, подразумевая комплекс различных памятников, имеющих определенную национальную принадлежность; другой пример — городская геральдика, т.е. совокупность городских гербов и эмблем, или государственная геральдика, т.е. государственные гербы, флаги, регалии и т.д.). Весь комплекс геральдических памятников может быть систематизирован следующим образом: геральдика личная или родовая, профессиональная, ведомственная, земельная, этническая или национальная, государственная, интернациональная.

Примечания
  • [1] Бурков В.Г. Фалеристика – вспомогательная историческая дисциплина // Вестник ЛГУ, 1975, № 8, вып.2. С.166 – 171; Он же. Отечественные наградные знаки отличия и их документация как исторический источник и предмет фалеристики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л.. 1979. (Автор констатирует, что фалеристика традиционно входит в нумизматику, упоминает мнения В.И. Стрельского и Е.И. Каменцевой о включении орденов и медалей в предмет изучения соответственно геральдики и эмблематики. Не рассматривая специально эти мнения, он лишь утверждает необходимость выделения фалеристики из области нумизматики и формирования ее в качестве самостоятельной вспомогательной исторической дисциплины); Дуров В.А. Знаки отличия XVIII — XX вв. как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавание в вузах. Тезисы докладов III Всесоюзной конференции. Новосибирск, 1979, М., 1979, Ч.II. С.282 — 288; Мякушев С.Д. Фалеристика и изучение истории советского общества // В кн.: Источниковедение и историография. Специальные исторические дисциплины. М., 1980. С. 1 — 5. (Трудно согласиться с мнением автора, что «в настоящее время интерес к дореволюционным русским наградам в известной степени угас» (с.1), т.к. оно не соответствует действительности. См. работы И.Г. Спасского, Е.С. Щукиной, В.А. Дурова, В.В. Бартошевича, Г.В. Защука и др.); Соболева Н.А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин. Историографический обзор за 1964 – 1978 гг. // Источниковедение отечественной истории. М., 1980. С. 221, 231.
  • [2] Соболева Н.А. О тенденциях развития …. С.231.
  • [3] О роли музеев в публикации и изучении вещественых исторических источников см.: Янин В.Л. О деловитости научных контактов // Музейное дело в СССР. М., 1980. С. 44 – 46.
  • [4] Стрельский В.И. Геральдика и сфрагистика в научной работе историков (по материалам украинских архивов и других научных учреждений) // Вопросы архивоведения, 1963, № 2. С.31; Соболева Н.А. О тенденциях развития … C. 233.
  • [5] Тираспольская И.З. Геральдика // Советская историческая энциклопедия. М., 1963, т. 4, стб. 233.
  • [6] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974. С.5; Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII — XIX вв. М., 1981. С.3.
  • [7] Beaumont A., de.Recherches sur l`origine du blason et en particulier sur la fleur de lis. Paris, 1853; Smith Ellis W. The antiquities of Heraldry. London, 1869.
  • [8] Лукомский В.К. Гербовая экспертиза (случаи и способы применения // Архивное дело, 1939, № 1/49. С. 46; Он же. Герб как исторический источник // КСИИМК, 1947, вып. 17. С. 49.
  • [9] Лукомский В.К. Герб как исторический источник…. С. 49.
  • [10] Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908. С. 3.
  • [11] Мещанинов И.И. Загадочные знаки Причерноморья // ИГАИМК, 1932, вып. 62.
  • [12] Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X — XII вв. // Советская археология. 1940, т. VI. С. 227 2 257.
  • [13] Драчук В.С. Системы знаков Северного Причерноморья. Киев, 1975; Он же. Рассказывает Геральдика. М.. 1977; Он же. Основные геральдические системы на территории СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в форме научного доклада. Киев, 1981.
  • [14] Лукомский В.К. Герб как исторический источник …. С. 49.
  • [15] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика…. С. 5-7.
  • [16] Там же. С. 5.
  • [17] Там же. С. 7.
  • [18] Там же. С. 6.
  • [19] Арсеньев Ю.В. О геральдических знаменах в связи с вопросом о государственных цветах древней России // ЖМЮ, 1911, № 3. С. #8211; 167.
  • [20] Введенский А.А. Вспомогательные исторические науки в работе архивисто // Вопросы архивоведения, 1962, № 2. С. 31.
  • [21] Зайцев Б.П. Эмблематика Советской Украины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Харьков, 1969; Каменцева Е.И. Основные проблемы советской эмблематики // Советские архивы, 1970, № 1 и др.
  • [22] Стрельский В.И. Геральдика и сфрагистика …. С. 31, 35.
  • [23] Стрельский В.И. Геральдика и сфрагистика …. С. 32. В своей боле поздней работе В.И.Стрельский говорит, что геральдика «… занимается изучением гербов и всякого рода других символических знаков орденов, медалей, памятных значков и т.д. (Теория и методика источниковедения истории СССР. Киев, 1976. С. 27).
  • [24] Борисов И.В. Об идеологическом содержании некоторых дореволюционных и советских эмблем // Некоторые вопросы историографии и источниковедения истории СССР. М., 1977. С. 210, 220.
  • [25] Борисов И.В. Об идеологическом содержании… С. 210.
  • [26] Борисов И.В. Об идеологическом содержании… С. 212.
  • [27] Соболева Н.А. О тенденции развития… С. 233.
  • [28] Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследований // Вспомогательные исторические дисциплины. Л.. 1982, XIII. С. 19, 20.
  • [29] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика… С. 6, 7.
  • [30] Neubecker O. Le grand livre de l`heraldique. Paris – Bruxelles, 1977. P. 10-25.
  • [31] Драчук В.С. Рассказывает геральдика. С. 6.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий