История Индии и ее духовной культуры развивались таким образом, что в различные эпохи на ее территории доминировали разные религии. До появления ариев, примерно с середины III тыс. до н. э., на территории Индии существовала Протоиндийская цивилизация. В дальнейшем, с середины II тыс. до н. э., получила распространение ведическая религия. Начиная с середины I тыс. до н. э. формируются буддизм и джайнизм, оказавшие влияние на последующее развитие индуизма, который в истории Индии постепенно занял позиции доминирующей религии. Термин «индуизм» введен в XIX в. европейцами и не является самоназванием этой религии: под индуизмом понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, чаще всего связанных с культами основных индийских богов — Вишну и Шивы. Индуизм складывался постепенно, на протяжении тысячелетий впитывая в себя различные местные культы.
Основываясь на работах российских исследователей (Гусева Н.Р. (1977), Бонгард-Левин Г.М. (1980), Снесарев А.Е. (1981), Альбедиль М.Ф. (2000) и др.) можно выделить следующие основные характеристики индуизма.
В рамках индуизма отсутствует единый для всех последователей религии идеологический письменный текст (такой, как Библия в христианстве или Коран в исламе), в котором изложены основные положения религиозной доктрины. В качестве сакральных текстов для всех направлений индуизма выступают Веды. [198] Такие основные идеологемы, как «Атман есть Брахман», «сансара», «карма», «мокша» вводятся в Упанишадах. Однако собственно индуистская религиозная мифология и идеологемы заключены в Пуранах, которые принадлежат к литературе типа смрити.
В индуизме нет единой иерархической церковной организации. Религиозные общины объединены вокруг местного храма. Храмовая община принадлежит обычно к какой-либо конкретной школе внутри вишнуитскоого или шиваитского направления. Отсутствует институт прозелитизма. Индуизм относится к разряду национально замкнутых религий: к данной религии люди принадлежат по факту рождения, индивидуальное обращение невозможно, и единственный способ вхождения в систему индуизма — включение целых сообществ на правах низших членов.
Индуизм освящает деление общества на четыре основных социо-религиозных сословия (варны): брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшьи — ремесленники и земледельцы, и шудры, которые обслуживают три высших варны. Подчеркивается, что данные сословия тесно связаны между собой, так как друг без друга они не могут следовать своей дхарме. Брахманы служат в индуистском обществе необходимым звеном для связи с богами. Кшатрии являются правителями, оберегающими народ. Вайшьи, в свою очередь, производят необходимые для жизни общества предметы и продукты, а шудры выполняют обязанности слуг.
Индуисты признают Верхового Бога в безатрибутной форме, но обычно поклоняются его конкретному воплощению. Многообразие форм Абсолюта объединено концепцией Тримурти. Принцип троичности — распространенная универсалия, связанная с символическим выражением цельности мира, имеющего начало, длительность и конец. Этот принцип присущ и индийской культуре. Брахма, Вишну и Шива воплощают собой всю полноту бытия и космического процесса: возникновение мира, его существование и гибель. Вишну предстает как хранитель мира. Он не встречается в гневных образах, в то время как Шива выступает как в гневном, так и в мирном облике.
[199]
В вишнуизме, как и в индуизме в целом, нет единой церковной иерархии. Существуют отдельные храмы, посвященные Вишну, Лакшми, а также различным аватарам Вишну. Основные религиозные тексты — Веды, Вишну-пурана, Бхагавата-пурана, Бхагавадгита, Гитаговинда и др.
Развитая система аватар отражает включение различных культов, что свойственно индуизму в целом, но вишнуизму — в большей степени, чем остальным направлениям. Различные племенные божества, а также Будда и (в некоторых списках) Иисус, стали аватарами Вишну. Вместе с ними к вишнуизму примкнул огромный мифологический и культовый материал, имевший разное происхождение, вследствие чего вишнуизм обрел корни в древних пластах индийской культуры и смог вырасти до уровня общеиндийской религии.
Характерной чертой вишнуизма является бхакти — эмоциональное почитание бога. Поклонники Шивы, в свою очередь, опираются больше на созерцание и аскетические практики. Об эмоциональном почитании божества упоминается уже в Упанишадах, но подробно концепцию трех путей разрабатывает «Бхагавад-гита», указывая «путь знания» (джняна-марга), «путь действия» (карма-марга) и «путь религиозной любви» (бхакти-марга).
В вишнуизме, как и в индуизме в целом, на смену кровавому жертвоприношению «яджне» приходит «пуджа» — служба перед изображением божества, подношение цветов, фруктов, благовоний. Вишнуизм — более мирное направление, так как Вишну — хранитель и защитник мира.
В своем основном образе Вишну изображается в виде человека красивой внешности, с кожей синего или темного цвета, с четырьмя руками, в которых находятся раковина, лотос, булава и чакра. Встречаются и другие изображения бога.
Одним из наиболее почитаемых иконографических образов является образ Вишну, возлежащего на змее Шешу. Вишну хранит в себе весь мир между гибелью одной вселенной и рождением следующей. Из его пупа вырастает лотос, в котором рождается Брахма.
[200]
Супруга бога Вишну, Лакшми (или Шри), обычно изображается стоящей или сидящей на цветке лотоса и с бутоном лотоса в одной из четырех рук. Лакшми возрождается каждый раз с появлением некоторых аватар бога в образе человека. Она становится супругой Вишну под разными именами: Сита (жена Рамы), Рукмини (Кришны), Дхарани (Парашурамы).
Существенный вклад в изучение индуизма внес современный английский исследователь Ричард Блёртон. Его работа «Искусство индуизма» содержит не только искусствоведческий, но и религиоведческий анализ памятников. Р. Блёртон сравнивает вишнуизм и шиваизм по следующим параметрам:
Вишну — хранитель, поддерживающий установленный порядок. Он устраняет крайности. В консервативном индийском обществе всегда была важна охрана ортодоксальных традиций от чужеродного влияния. Этот аспект бога Вишну стал особенно популярным в Могольский период (XVI—XVIII вв.), во время реальной угрозы индуизму со стороны ислама. Бог, который наблюдает за стабильностью, стал одним из наиболее значимых в пантеоне. Его качества — наблюдение за космическим порядком, стабильностью жизни, поддержка древних традиций. В свою очередь, Шива имеет большее отношение к плодородию, мистицизму и аскетизму.
Вишну представляет все важные для индийской семьи качества, поскольку стабильность семьи и касты важнее благополучия отдельной личности. Соответственно, Вишну редко представляется как аскет, так как он — бог дома, а не отказа от него. Вишну носит корону, как и полагается божеству, которое персонифицирует царские качества. В отличие от него, Шива носит прическу на манер аскета — пучок из многочисленных косичек.
В почитании Вишну особую роль играет эмоциональное отношение к нему. Чувство, которое испытывает поклонник Вишну, — это не экстатичная эмоция, ассоциируемая с Шивой, а бескорыстная и обожающая любовь почитателя к своему богу. Альтруистическая любовь, которая действует в обоих направлениях (от бога к верующему и от верующего к богу) — ядро культа бхакти. Автор делает предположение, что культы [201] бхакти смягчили аспекты яростной силы раннего бога Вишну, ослабив свирепые стороны его характера.
Качества Вишну как спасителя проявляются в его аватарах. Система аватар — основное средство включения в вишнуизм архаичных культов. В шиваизме для этих же целей использовалась «божественная свадьба» — включение местных богинь в число жен Шивы. Аватары (санскр. «спуск») — формы бога, проявляющего себя в человеческом или любом другом образе во времена бедствий. Различные формы аватар (человек, животное, получеловек-полуживотное; агрессивные, мирные) говорят о соединении разнообразных культов — городских, сельских, племенных.
Канонический список десяти аватар Вишну: рыба Матсья, черепаха Курма, вепрь Вараха, человек-лев Нарасимха, карлик Вамана, герой Парашурама, царевич Рама, пастушок Кришна, Будда, грядущий спаситель Калки. Первые аватары — в форме животного или полуживотного, средние — эпические и героические по характеру, последние две подчеркивают качества спасителя. Существуют и региональные особенности: например, в список аватар может быть занесен почитаемый местный святой.
В свирепых формах Вишну предстает только в аватарах и только им приносят кровавые жертвы. Например, Нарасимхе жертвуют козлов и баранов, но лишь в определенные дни недели, в чем выражается попытка сдерживать подобную практику. Для ортодоксальных последователей Вишну — это экстраординарная деятельность. Такой тип приношений редок в вишнуитских храмах, но обычен в ряде других, например Дурги. Нарасимха, по мнению Блёртона, является переходным состоянием между диким и нерегулируемым племенным божеством и ортодоксальной формой бога Вишну.
Миф о Вамане отражает постоянно встречающийся в индийской литературе сюжет о борьбе богов с демонами ради восстановления порядка. В шиваизме эта идея выражена в мифе о Дурге, побеждающей Махишу, или о борьбе Карттикейи с Таракой.
[202]
В иконографии Вишну-Парашурамы обычно изображается сцена резни. Это чуждо современным вишнуитским взглядам. Однако акцент делается на то, что Вишну как Парашурама защищает ортодоксальность: он восстанавливает традиционный порядок с центральным положением брахманов в обществе.
Что касается девятой аватары — Будды, Р. Блёртон выражает мнение, что религиозные культы легко впитывают отличительные особенности других групп, «особенно если они сильны и добавляют славы тому, кто их заимствует». Один из ранних уцелевших списков аватар, включающих Будду, появляется в «Гитаговинде» Джаядевы (XII век). Будда и Вишну, в отличие от Шивы, изображались как добрые спасители.
Другие образы Вишну, которые упоминаются английским ученым — Ананташайяна, Варадараджасвами, Витхоба и Гаджендрамокша. В образе Ананташайяны Вишну изображается лежащим на змее Шеше (или Ананта) перед началом творения. Из его пупа вырастает цветок лотоса, на котором сидит бог Брахма. Как Варадараджасвами Вишну почитается в Канчипураме (Тамилнад) и Тирупати (Андхра Прадеш), а в форме Витхобы — в Махараштре. Изображение Вишну Гаджендрамокши показывает его как спасителя. Бог спасает своего почитателя, обращенного в слона, от крокодила и возвращает ему человеческий облик.
Автор предполагает значительное влияние буддизма махаяны на развитие индуизма. Особенность Вишну как бога-спасителя, по мнению Блёртона, сформировалась под влиянием культа бодхисаттв. Будда становится девятой аватарой Вишну. В Западной Индии на культ Вишну оказали глубокое воздействие джайнские практики вегетарианства и ненасилия. Р. Блёртон подчеркивает, что свой вклад в индуизм внесли не только цивилизация долины Инда, ведическая и брахманская религии, но и доктрины буддистов и джайнов. Отмечается, что общее в индуизме, буддизме и джайнизме — концепция переселения душ и идея кармы.
Таким образом, индуизм является уникальной религией, отличающейся от других религиозных систем отсутствием единого доктринального текста, священнической иерархии и [203] института прозелитизма. Тем не менее, в индуизме, и в вишнуизме как одном из его основных направлений, мы встречаем многие универсалии, свойственные различным религиям, такие как: движение от многобожия к единому началу, принцип троичности, фигура спасителя. В свою очередь, вишнуизм стал одним из ведущих направлений индуизма во многом благодаря развитой системе аватар и опоре на бхакти.
Добавить комментарий