Биоэтика в системе современного медицинского образования

[89]

С развитием медицинской практики наблюдается дифференциация ее предмета (в настоящее время насчитывается около 200 специализаций медицины). В довоенный период в отечественной медицине по инициативе академика Н.Н. Петрова вводится понятие «медицинской деонтологии». Это была та точка бифуркации, с которой начинается, в свою очередь, дифференциация этического знания в медицине в соответствие с ее отраслями. Медицинская этика — единый целостный предмет, выстроенный на философских основаниях, этическом категориальном аппарате, стал «растаскиваться» по специальным кафедрам и рассыпался на конкретные проблемы.

Процесс дифференциации привел, с одной стороны — к утрате целостной парадигмы, разработанной еще Гиппократом, с другой — не отражает всю остроту противоречий современной биомедицинской ситуации. Затянувшаяся пауза в этической рефлексии приводит к укреплению тенденций деперсонализации и дегуманизации в медицине. Современные биотехнологии являются технологиями скорее не сегодняшнего, а завтрашнего дня; и медики, манипулируя началом и концом человеческой жизни, пока не отдают себе отчета о возможных последствиях собственной деятельности, что ставит под угрозу бытие человека.

Поэтому сегодня особенно актуально обращение к ценностям и нормам, которые лягут в основу современной биоэтической парадигмы и будут служить основой для принятия решений в нестандартных ситуациях.
[90]

Современность вынуждает этически переосмысливать беспрецендентные ситуации, которые рождаются внедрением в практику новых медицинских технологий (методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, трансплантации органов и тканей, пренатальная диагностика, планирование и клонирование человека), а также принципиально новой трактовкой прав пациента (права на автономию личности, право на информацию о диагнозе и прогнозе, право на выбор лечения вплоть до отказа от него).

Нормативного алгоритма для решения этих проблем в традиционной медицинской этике, имеющей многовековую историю, нет. Одна из причин возникновения биоэтики в том, что в современных условиях приходится интерпретировать или пересматривать дающие сбой нормы традиционной нормативной этики. Серьезным источником нормативно ценностных конфликтов и напряжений является прогресс биомедицинского знания.

Важнейшей причиной инициации биоэтики является необходимость этического регулирования экспериментальной деятельности на людях и животных.

Биоэтика сегодня — это новая область знания и познания, а также формирующийся социальный институт, задачей которого является регуляция отношений между людьми и организацией. В США и Западной Европе происходит институализация биоэтики как специального социального образования, отрабатывающего процедуры принятия решений в нетрадиционных биомедицинских ситуациях.

Данные процедуры предполагают обращения к универсальным правам и свободам личности, норма международного права и законам конкретных государств, к национальным и религиозным традициям, к принципам либерализма и гуманизма. В России разработку концепций биоэтики и ее преподавания в медицинских образовательных учреждениях необходимо начать, отталкиваясь от опыта других стран, а также идей отечественной мысли. Для формирования опережающих тенденций в образовании биоэтика должна стать обязательным компонентом подготовки и переподготовки медицинских кадров всех уровней

Похожие тексты: 

Добавить комментарий