Старые проблемы и новые шансы для развития среднего класса в России


[64]

Тезис 1: Значение среднего предпринимательства в России постоянно недооценивается!

Понимание того, что из себя представляет средний класс спорно. Понятие колеблется где-то между мещанином и обывателем. Иные считают — средний класс — это чиновничество. Определение понятия является предметом дискуссии и на настоящей конференции. Я ограничусь более узким сословием среднего предпринимательства. Это более приземленная категория. Будем подразумевать под средним предприятием предприятие с количеством работников между 20 и несколько сотен. Таких предприятий еще мало в России. Их развитию не уделяется нужное внимание. До сих пор широко бытует мнение, что только большие комбинаты — по возможности градообразующие — являются поистине опорами народного хозяйства. К сожалению, такая оценка вещей [65] встречается не только среди неискушенных в экономике людей.

Часто можно слышать подобные высказывания и от государственных мужей, от решений которых зависит экономическое будущее регионов или России в целом.

В качестве доказательства хотелось бы привести цитату Самарского губернатора К. Титова, которого знают и ценят в стране как прогрессивного и честного политика. В ноябре на совещании в Москве, где премьер-министр Путин с представителями управления государственным имуществом обсудил новую концепцию более эффективного пользования государственным имуществом Титов сказал: «… К выходу из кризиса надо подходить глобально. Мелким предприятиям рынок не завоевать — а потому необходимо создание крупных транснациональных компаний, холдингов, корпораций».

Российской экономике на самом деле не хватает десятка «глобальных игроков». Однако, их роль как заказчика для множества мелких и средних поставщиков гораздо важнее, чем их роль в качестве завоевателей рынка. Завоевывать рынок как самоцель — бессмысленно. Если это делается для увеличения количества рабочих мест и роста благосостояния населения, то тот же самый эффект занятости более щадящим образом для государственного бюджета достигается целенаправленным стимулированием молодых идейных учредителей. Кроме того, это имеет еще и то преимущество, что они не работают с деньгами налогоплательщиков, а готовы рискнуть своими деньгами. [66] Они готовы работать круглосуточно и вкладывают в дело свои идеи — что и как производить. Не чиновникам об этом судить! Кто знает — может, один или другой, или третий и перерастет со временем (!) в глобального игрока.

Кроме эффекта занятости, мелкие и средние предприятия в большом количестве нужны еще и потому, что структура народной экономики в этом случае приобретает некоторую стабильность в случае кризисных явлений на рынках. Однако, это имеет место только тогда, когда средние предприятия не ограничиваются ролью поставщиков для «больших танкеров «, а вырабатывают собственный профиль производства. Тогда они в состоянии гибко и с инновациями реагировать на крутые виражи рынка. Эта способность у глобальных игроков слабо развита. В сложном положении они сразу призывают государство.

Эти три фактора — эффект занятости, гибкость в кризисных ситуациях и инновационная сила — отличают средние предприятия от больших и делают их главным фактором в любой здоровой экономике.

Искать выход из кризиса в создании транснациональных компаний, мне кажется, признак того, что до сих пор не до конца осознано значение мелких и средних предприятий для нормального народного хозяйства.

Еще пример тому, что средний предприниматель не играет подобающую ему роль в мышлении политиков: анализ законов об инвестициях. Этот анализ в городе Санкт-Петербурге [67] показывает, что авторы имели в виду только крупных инвесторов. Все льготы по налогообложению предоставляются только инвестору, кто вкладывает больше 50 млн. долларов США. Эти суммы, конечно, недоступны для молодых учредителей фирм. Несколько лучше обстоит дело в Ленинградской области. Здесь предусматриваются льготы для предпринимателя уже при объеме инвестиций свыше 6 млн. рублей.

Тезис 2: Финансовый кризис в России открыл новые шансы для развития среднего класса

Финансовый кризис августа 1998 года привел к тому, что все импортные товары сильно подорожали для отечественного потребителя. Спад курса рубля по отношению к доллару создал своего рода кордон протекционизма вокруг внутреннего рынка России. Производители на территории РФ лишились части зарубежной конкуренции. Этот эффект по разному наблюдается в разных отраслях экономики. Особенно ярко он выражен в областях пищеперерабатывающей промышленности, строительства, производства стройматериалов и в некоторых отраслях приборо- и машиностроения.

Доказательством этой тенденции является спрос на кредиты Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Несмотря на сравнительно высокие процентные ставки (17% — 18% годовые для валютных кредитов), эти кредиты [68] идут нарасхват. Заемщики просят эти кредиты под производство товаров, исчезнувших с российского рынка, к которым, однако, потребители уже привыкли (вместо импортных).

Но не только ЕБРР поддерживает развитие среднего бизнеса. Ряд российских банков и инвестиционных фондов ищут новую стратегию деятельности. Они убедились, что те банки, которые раньше вложили средства в реальную экономику, меньше всего пострадали от кризиса.

Отрицательный эффект подорожания импорта заключается в том, что стал почти невозможен импорт современного оборудования, сырья и полуфабрикатов. Это ударит по отечественным производителям, так как они, как правило, не могут дождаться, пока аналогичное российское оборудование будет предложено российскими производителями. Протекционизм, оказывается обоюдоострым мечом.

Однако, несмотря на это, производство на территории России получило важный начальный импульс.

Другой интересный момент для развития мелкого и среднего предпринимательства связан с вышеупомянутой новой « Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ» от 09.09.1999г. Для более эффективного пользования государственным имуществом этой концепцией предвидится генеральный пересмотр всего государственного и муниципального имущества. Государство и муниципалитеты должны расставаться с теми [69] предприятиями, выполнение задач которых лучше выполнили бы частные предприниматели. Особенно в сфере услуг можно ожидать, что приватизация унитарных муниципальных предприятий освободит место на рынке для частной инициативы.

Строительный промысел сможет играть роль локомотива подъема, если удастся внедрить систему ипотеки. В строительстве и модернизации жилого фонда открывается огромное поле действия для мелких и средних специализированных фирм.

Резюме

Те препятствия, которые мешают развитию среднего класса, в основном обусловлены менталитетом и старым мышлением. Создание этого класса нельзя отложить на более подходящий момент, когда все реформы народного хозяйства уже будут реализованы. Настоящая реформа экономики требует фундаментального изменения структуры последней. Без огромного множества мелких и средних фирм экономика не приобретет ни гибкости, ни стабильности, ни инновационной силы.

В настоящий момент макроусловия для такого развития кажутся более благоприятными, чем когда–либо ранее.

Если предстоящие выборы в государственную думу и в президенты РФ, приведут к более стабильной политической обстановке в России, много иностранного и отечественного [70] капитала вернется в Россию и создаст климат инкубатора для среднего класса.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий