Социокультурные основания теории микромира

[20]

Физика микромира органически затрагивает и ценностную проблематику в науке и философии. Основной критерий и исходное определение ценности познания — преобразование мира. Воздействие человека на мир опирается на объективные процессы, как обратимые, так и необратимые, на их иерархию. Существует, следовательно, объективная основа ценностных определений, подобно тому как существует объективная основа самой деятельности по преобразованию мира. Для современной науки, изучающей [21] природу, такой основой выступают в конечном счете объективные процессы структуризации и деструктуризации бытия. Естественно, что указанная сторона не исчерпывает сущности аксиологических проблем социальной, моральной, культурной и эстетической ценности. Связь науки с понятием ценности вытекает из более явной, чем раньше, связи между познанием и преобразованием мира. Именно отсюда — современное представление о связи между гносеологией и аксиологией. Гносеологические проблемы, вытекающие из обобщения достижений науки, неотделимы от асиологических проблем. Ценность познания стала одной из основных проблем философии, науки, всей культуры нашего времени.

Формирование и развитие теории микромира показывает, что в ней играет важную роль эстетический аспект. Так локальный калибровочный и хронотопологический подходы этой теории с методологической стороны обладают достоинством, которые характеризуются высокой эмпиричностью, иначе способностью согласовать предсказания теории с опытом. В этих подходах имеется определенный неэстетический аспект. Принцип локальной калибровочной инвариантности, лежащий в основе квантовой теории поля дает возможность получить «красиво» множество эмпирически проверяемых следствий. Такое сведение многообразия к единству рассматривается как один из важных признаков «красоты» теории, т. е. эстетичности. Красота теории определяется гармонией не только между частным и общим, но и между математической формой теории и ее физическим содержанием. На философском языке это эквивалентно гармонии между количественным и качественным описаниями (как явлений, так и их сущности). Полный критерий красоты теории в строгой форме выглядит следующим образом: онтологически теория является красивой, если она раскрывает сущность множества явлений при условии гармонического сочетания качественного и количественного описаний этой сущности; гносеологически это значит, что теория позволяет дедуктивно определять из одного теоретического закона множество эмпирических закономерностей, причем указанный теоретический закон должен быть описан как формально («формализован» на искусственном языке), так и содержательно («интерпретирован» на естественном языке). Единство количественного и качественного описаний предполагает единство формализации и интерпретации. Такой критерий красоты теории является следствием обобщения всех известных физических теорий.

Обозначенным требованиям отвечает квантовая хромодинамика как теория кварков и глюонов сильных взаимодействий и этим же требованиям должна отвечать, созданная на ее основе в единстве с хронотопологией, теория атомного ядра. Она должна быть строгой с точки зрения математического формализма, достаточно безупречной в своей внутренней логике и содержательна. В противном случае она будет бесполезна. Эстетическая [22] сторона выражается в возможности построения красивой теории и соответствия принципу «внутреннего совершенства» на основании формально-логической непротиворечивости и внутренней самосогласованности кварк-глюонных взаимодействий. Прикладная значимость заключается в эвристической роли основных положений теории сильных взаимодействий, в обогащении содержания философских оснований физики микромира и представлений физической модели Мира

Познание Мира воздействует не только на самого себя, но и на субъект познания; на темпы и направление преобразующей деятельности человека, на результаты этой деятельности, т. е. на преобразованную человеком природу, на структуру ноосферы; на методы преобразования, т. е. на технологию, на уровень и характер производительных сил. Речь идет об экономической ценности познания, а именно — изменении структуры производства под влиянием современной науки. Одним из основных прогнозов, связанных с обобщением достижений современной науки, является уверенность в возрастании значения прикладной науки, производственного применения научных выводов фундаментальной теории какой и должна быть ядерная хромодинамика. В настоящее время эти исследования приобрели непосредственный экономический эффект, что помимо колоссального значения для экономики имеет первостепенное значение для философии. Тезис о философии, которая лишь объясняла мир и призвана перейти к его преобразованию, в свете практического значения фундаментальной науки и тесно связанного с ней философского обобщения представлений о мире получает новую конкретизацию.

В науке резко возросло значение моральных критериев. Это объясняется социальной действенностью науки. Освобождение ядерной энергии в середине столетия явилось в этом отношении определенным историческим рубежом. Появилось понятие об этике науки и научной этике. Рационалистическая этика покоится на довольно шатких основаниях. Какой бы силой знание не было, само по себе оно еще не способно обеспечить нравственного поведения людей. Этика науки складывается из профессиональной этики и ее социального измерения — социальной ответственности ученого. В числе профессиональных норм — научная честность и добросовестность, высший профессионализм и бескорыстное служение истине, а истина, будучи гносеологической категорией, вместе с тем называется аксиологической функцией личности, ибо, несомненно, для индивида небезразлично, что признается им самим за истину. Все чаще ставится вопрос о социальной ответственности ученого, его морального долга перед обществом. Современный взгляд на этику науки заключается в том, что наука уже не может быть более этически нейтральной. Исследователи, занятые в фундаментальной науке, являются в той же мере морально ответственными как и в прикладной науке. Это соответствует духу современной теоретической этики. Ре- [23] шение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Для этого оно должно опираться на определенные базисные ценности ориентации — ценности гуманизма, в частности, патриотизма. Гуманизм в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную и в тоже время рациональную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Современная наука поставила в центр своих исследований уникальные системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей является предпосылкой реализации этого утверждения. Гуманистические и рациональные ориентиры становятся исходными в определении путей научного поиска.

Формирование и развитие основных представлений ядерной хромодинамики значительно обогатит научное познание в понимании общих принципов построения структур физических теорий. Глубокая эвристическая ценность кварк-глюонных, адрон-ядерных представлений выражается прежде всего в ведении нового фундаментального для физики микромира понятия «цвет», понятия о цветовой симметрии, представления о кварковых кластерах в ядре и др. Праксилогическая ценность ядерной хромодинамики как теории заключается в огромном влиянии кварк-глюонной и кварково-кластерных моделей на дальнейшее совершенство методологических методов в физике микромира. Моральный аспект основных положений теории субатомных и субъядерных взаимодействий связан с общей моралью присущей практической реализацией идей физики атомного ядра и «элементарных» частиц, а это, как известно, прогрессивные технологии в получении новых видов ядерной энергетики. Вопрос о применении этих видов энергии, о практическом использовании в мирных целях — это вопрос выживания человечества.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий