1. Можно выделить два основных направления познания. Первое — узнавание новых фактов. Второе — обретение нового взгляда на то, что уже известно; иными словами — открытие новых смыслов, потенциально присутствующих в явлениях, процессах или ситуациях.
2. Эти новые смыслы первоначально брезжат на грани бессознательного и сознания, и мы стараемся уловить их с помощью соответствующих образов и слов. Если же новая мысль преподносится нам в готовом виде, упакованная в слова, мы воспринимаем ее лишь если готовы к этому внутренне, и узнаем в высказанном то, о чем догадывались, но что не могли сформулировать сами.
3. Поэзия оказывается весьма полезным средством познания мира. Она, безусловно, способна обогатить нас знанием новых фактов. Однако такую роль она выполняет больше в детские годы. Повзрослев, мы предпочитаем пользоваться для этой цели более надежными источниками, вроде энциклопедий и справочников.
4. Однако что касается постижения новых смыслов, здесь поэзия оказывается неоценимой помощницей. Она подготавливает нас к пониманию того, что ново лично для нас или даже для многих других людей. Значение поэзии как сокровищницы новых смыслов понимали и сами поэты. Вот свидетельство (стихотворение Е.А. Баратынского:
5. Как известно, многие философские идеи находили свое воплощение в поэтических текстах. Произведение, в котором поэт запечатлел итог своих размышлений о жизни и смерти, обогащает душевный опыт его читателя и подсказывает способ обретения внутренней гармонии в самых драматических жизненных обстоятельствах. Это делает поэзию целебной силой.
6. Даже современные научные концепции можно обнаружить в стихах, написанных за много лет до их появления в специальной литературе. Так, знакомясь с теорией Р. Докинза, изложенной в книге «Эгоистический ген», вспоминаешь стихотворение Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
7. Существуют поэтические произведения, в которых с помощью емких метафор запечатлены идеи, разрабатываемые на многих страницах солидных монографий. Безусловно, научный труд содержит детали, которые не может вместить никакое стихотворение. Между тем подготовить читателя к восприятию этой информации лучше всего сможет именно поэзия. Вот пример: стихотворение В. Британишского «Комментарий». Оно могло бы стать эпиграфом к современному учебнику культурологии.
8. Именно поэтическое произведение способно выразить до конца неисчерпаемую и непостижимую истину о жизни в ее полноте и противоречивой целостности. Эта идея была высказана К.Г. Юнгом. Напомню, что Юнг в этом случае говорил о художественных произведениях, которые он называл визионерскими. Такие произведения содержат в себе символы. «Символическим является такое слово или образ, значение которого … не поддается точному определению или объяснению. Когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики … Явлений, выходящих за пределы человеческого понимания, в мире не счесть. Мы постоянно прибегаем к символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное понимание которых нам неподвластно» 1. Как показали последователи Юнга, символы являются наиболее адекватным инструментом для описания многих явлений природы, они участвуют в формировании научных понятий 2. Содержание же человеческой души может быть описано лишь посредством символов. Слова «доставляют сознание домой, к его поэтической основе», пишет Дж. Хиллман 3.
9. Однако даже те стихи, которые не выражают философских откровений или научных предвидений, подчас содержат в себе немало ценных жизненных наблюдений и уже поэтому заслуживают хотя бы знакомства с ними. Приведем лишь один пример. В последнее время появилось огромное число публикаций, посвященных имиджеологии, — умению создать нужное впечатление с помощью костюма, манеры поведения, оформления среды. Многие рекомендации зарубежных специалистов, которые подаются в прессе как откровения, не выходят за пределы здравого смысла. Тогда как в художественной литературе мы можем найти весьма точные замечания по этому предмету; правда, выражаются они вскользь, как нечто не заслуживающеее особого внимания. Вот отрывок из стихотворения Н. Гумилева, где он рассказывает о попытке нарушить традиционный сценарий и антураж любовных свиданий:
Какому американскому имиджмейкеру удастся несколькими деталями обстановки создать столь точную заявку на определенный тип отношений?!
10. Отсюда вывод: следует создавать условия, чтобы память человека насыщалась поэтическими произведениями. Тогда при необходимости это богатство проявится в способности прочесть скрытые смыслы явлений, понять чужие идеи или создать свои.
Добавить комментарий