Культура есть все, что не есть природа. Таким образом, всякий нефизиологический продукт человеческой деятельности есть культура.
Когда же возникают определенные повторяющиеся серии артефактов, то можно говорить о традиции, о культурной традиции. Таким образом, под культурными традициями здесь понимается то, что раньше не совсем корректно именовали цивилизациями.
Палеолингвистика и квантовая антропология
Палеолингвистика есть методология, позволяющая реконструировать ту или иную культурную традицию (как правило речь идет о культурах исчезнувших или исчезающих, аморфных или плохо описанных) по обслуживавшему ее языку.
Суть метода состоит в следующем:
Путем нелинейного прочтения текстов на языке изучаемой культурной традиции (чем больше текстов тем, естественно, лучше) определяются слова, имеющие отношения к интересующей нас тематике. Через анализ дистрибуций выявляются наиболее употребимые слова, которые в дальнейшем именуются маркерами. Маркеры структурируются по семантическим полям. Семантические поля строятся на основе языковых фактов, т.е. через анализ дистрибуций. Таким образом мы узнаем milestones данной культурной традиции.
Все это, естественно, совершенно невозможно без предварительного вживания в изучаемую культурную традицию, посредством чтения антропологических и этнографических работ о данной культурной традиции и (или) деятельного ознакомления с ландшафтом, в котором оная культурная традиция имела место быть.
Все это вместе и есть палеолингвистика.
Из палеолингвистики вполне органично вырастает квантовая антропология, в контексте которой всякая культурная традиция рассматривается как некий язык, имеющий свой «алфавит» (совокупность базовых констант данной культурной традиции или квантов) и [80] определенные правила дистрибуции этих квантов (именно поэтому эта методология и называется квантовой антропологией). Со временем, естественно, дистрибуции меняются, меняется даже «алфавит» культурной традиции. Но в целом «алфавит» и правила дистрибуции полностью описывают данную культурную традицию в некий определенный момент.
Идеи Эдо Найланда
Палеолингвист Эдо Найланд (палеолингвист не потому, что использует в своих исследованиях вышеописанные методы, а потому, что занимается палеоязыками) личность очень неординарная и может быть даже назван Туром Хейердалом от лигвистики. Эдо Найланд занимается чем-то вроде исторического языкознания (диахронической палеолингвистикой), используя при этом довольно-таки туманные морфофонологические методы, в то время как настоящая палеолингвистика исключительно синхронична. У Эдо Найланда существует множество различных весьма замысловатых идей и гипотез, многие из которых наверняка не верны; однако основные его идеи заслуживают самого детального рассмотрения.
Основные его идеи три: первая: Айны и Баски одни из самых древних людей на земле; вторая: у Айнов и Басков была общая древняя прародина (предположительно в северной Африке или в Средиземноморье), Эдо Найланд даже говорит об их родстве; третья: Айны пришли на Японские Острова по океану, а не по суше.
Что касается родства Айну и Басков, то это вопрос весьма спорный, так как приводимые Найландом доказательства, мягко говоря, не удовлетворительны: так например, лексические сопоставления основываются на случайно выбранных словах, многие из которых являются безэквивалентной лексикой, а некоторые поздними заимствованиями из японского языка (речь идет именно об Айнской части списка Найланда).Вообще говоря, вопрос лексических сопоставлений является одним из самых простых и банальных, так как лексика — это самая подвижная часть языка. Куда значительней вопрос об агглютинации, а Айнская агглютинация как раз такая же, как и баскская и как многие американские: M + R + r + m, где M, m — это аффиксы, а R,r — это корневые морфемы, и радикально отличается от алтайской агглютинации, которая имеет следующий вид: R + M + m. Агглютинация куда более консервативный языковой феномен, нежели лексика и потому для исторической палеолингвистики, которой [81] занимается Эдо Найланд, должна иметь очень важное значение, Найланд же об этом вовсе ничего не упоминает.
Что касается прародины, то можно сказать следующее: «Он [Найланд] утверждает, что айны и баски являются реликтовыми этносами, потомками какого-то очень древнего суперэтноса. Он полагает, что культурный центр этого суперэтноса находился где-то на территории Средиземноморья. В этом этносе существовал некий универсальный язык. Затем из этого древнего центра началось расселение. Слово ain'u Найланд интерпретирует как производное от баскского слова aienatu (исчезнувшие, ушедшие)». [Акулов 2000 С. 135]
Когда началось расселение из древнего средиземноморского центра доподлинно не известно, но поскольку Айнская керамика (Дзёмон доки), находимая на Японских Островах практически повсюду насчитывает примерно тринадцать тысяч лет, вследствии чего является самой древней керамикой на Земле, то можно сказать, что процесс распада средиземноморского суперэтноса начался еще за несколько тысяч лет до того. Таким образом можно предполагать, что это случилось где-то двадцать-семнадцать тысячелетий назад.
Если говорить о том, каким путем Айну попали на Японские и Курильские острова, то предположение о том, что Айну пересекли два океана, несмотря на всю его парадоксальность кажется более убедительным, так как огромные пространства суши, населенные мегафауной, на самом деле представляли куда большее препятствие, чем океанские просторы.
Дело в том, что при анализе поэтических текстов Айну (юкар), собранных на Хоккайдо Н.А. Невским в начале 20 века («Айнский фольклор», в дальнейшем — АФ) выяснилось, что самым основным и самым устойчивым пространственным ориентиром для Айну было море. Не говоря уже о том, что в языке Айну существует четыре слова для обозначения моря: реп — море (в составных словах, например: репуннотункуру — муж с мыса морского), атуй — море как таковое, пис — взморье, морской берег, руру — в корпусе текстов АФ употребляется всего два раза, в значении прибой, но так как у Невского перевод не подстрочный и полагаться на него, вообще-то говоря, нельзя, то нам необходимо далее проточнять значение данного слова.
В корпусе текстов АФ также можно встретить очень интересное слово «хемакаси» или «хомакаси», что у Невского в одном месте переводится как «назад», «сзади», а в другом — « к горам». В самом деле, если все время быть обращеным лицом к морю и жить морем, [82] то «к горам» и будет «назад», никакой разницы. А ведь это еще не самые морские Айну, что бы мы получили, окажись у нас фольклор Курильских Айну, можно только догадываться.
Заключение
Что касается происхождения и прародины Айну, то это вопрос настолько же темный, насколько и открытый, думается однако, что Айну не являются ни индоевропейцами, ни азиатами, а являются реликтом той эпохи, когда еще не было столь явного расчленения человечества на этнические группы: «Когда айнский этнос переживал свою акматическую фазу, идоевропейцы и палеоазиаты еще находились в зачаточном состоянии. Теперь же айнский этнос представляет из себя этнос реликтовый.» [Акулов 2000 С. 136] Похоже, что подобным же образом обстоит дело и с языком (Айну итак), который отражает ту стадию в развитии человеческих языков, когда языковыми семьями и группами еще и не пахло. (Не случайно наверное различные дилетанты от языкознания пытались и пытаются найти в языке Айну индоевропейские, баскские или еще какие-нибудь корни.)
Кроме того, думается, что традиционно сложившееся типологическое и тематическое соседство Айну с нивхами, ороками и т.п. лишь вредит пониманию культуры Айну, которые типологически (пока что только типологически, а не генетически) близки полинезийцам.
Литература
- Акулов А.Ю. Айнская компонента японского этногенеза // Путь Востока — Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб.,2000.
- Невский Н.А. Айнский фольклор. М.,1972.
- John Batchelor. An Ainu-English-Japanese Dictionary. Tokyo,1926.
- www.islandnet.com/edonon/homepage.htm — сайт Эдо Найланда
Комментарии
Некоторые замечания об этногенезе и типологии Айну. Культура и культурная традиция определение основослов
Несмотря на вторичность изложенной в статье информации, радует ее появление, т.к. айнам в отечественной периодике и научной литературе не уделяется достаточно внимания, по-видимому из-за боязни возникновения вопроса о "северных территориях". Автор применяет к этносу такой термин как "реликт", но айны пока далеки от этого, по последним данным переписи, людей, идентифицировавших себя как айны около 26 тыс., что тогда говорить о не менее древних аборигенах Дальнего Востока орочах(800 чел) или нивхах (около 8 тыс), чья этническая история не менее древняя и напрямую связаня с айнами, и чье происхождение, как и айнское, скрыто во мраке?
Добавить комментарий