УДК 130.2
аспиранту Института восточных рукописей РАН,
за неоценимую помощь в данном исследовании.
Аннотация: Данная статья посвящена особенностям японской колониальной политики на Тайване в 1895–1945 гг., раскрывает исторические, экономические и геополитические предпосылки оккупации Тайваня, а также особенности колониального управления на Тайване.
Ключевые слова: Тайвань, Япония, колониализм, империализм, колониальная политика, колония.
Введение
Активная внешняя политика, которую сегодня активно проводит Япония, становится значительно понятнее, если обратиться к прошлому этого государства. Принимая во внимание данное обстоятельство, особый интерес представляет осмысление и анализ японской истории конца XIX – первой половины XX вв. в целом и колониального господства Японии на Дальнем Востоке в указанный временной период в частности. Важным эпизодом японской колониальной истории представляется политика Страны восходящего солнца на территории острова Тайвань, особенностям которой и посвящена настоящая работа.
В современном отечественном востоковедении различные проблемы истории Тайваня рассматривались в трудах В.Ц.Головачёва [1, 2, 3, 4, 5, 6], В.Э.Молодякова [5, 8] и В.А.Перминовой [6, 9]. Данная статья представляет собой скромный вклад в современную российскую науку о Тайване и, в ходе рассмотрения особенностей японской колониальной политики на этом острове в 1895-1945 гг., также содержит ответы на два важных вопроса, релевантных рассматриваемой в этом контексте теме: что инспирировало ускоренный рост амбиций Японии и какие цели преследовал японский империализм в реализации собственной колониальной политики?
Исторические, экономические и геополитические предпосылки оккупации Тайваня
С 1866 г. политическая система Японии начинает претерпевать существенные структурные изменения, что связано с восстановлением императорской власти, [99]проведенной императором Мацухито (1867-1912), что знаменовало собой начало эпохи Мэйдзи 1 (1868-1889), также известной как Реставрация Мэйдзи. Последняя представляет собой крайне значимый этап в истории Cтраны восходящего солнца, поскольку именно в это время в Японии была проведена масштабная индустриализация и, как следствие, модернизация всей японской экономики. Новое правительство приняло решение отказаться от прежней изоляционной политики, продемонстрировало решительные империалистические амбиции и осуществило превращение отсталого островного государства в одну из ведущих мировых держав своего времени.
Одной из важнейших задач внешней политики Японии в эпоху Реставрации Мэйдзи было многовекторное противостояние дальнейшей экспансии западных государств в Азии, важным элементом которого стала японская колониальная политика, проникнутая «идеей реформаторства и цивилизаторской миссии Японии по преобразованию и модернизации «разлагающихся и пронизанных коррупцией» азиатских государств» [цит. по: 10, с. 6. Пересмотрев свои планы по захвату Кореи 2, Япония приняла решение о расширении собственной территории в обход Корейского полуострова. Продвижение на юг предусматривало изменение статуса государства Рюкю, находившегося в двойной зависимости от Китая и Японии, а также аннексию Тайваня. Таким образом, военно-политическое руководство Японии воспринимало Тайвань как ключ к Китаю через провинцию Фуцзянь, как стратегически важную территорию для расширения и укрепления японского влияния в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также как значительный по своим масштабам рынок сбыта и крупную сырьевую базу.
В результате японо-китайской войны (1894-1895) [подробнее см. 11, 189-195 по условиям Симоносэкского договора в 1895 г. Тайвань был передан Японии.
Особенности колониального управления на Тайване
В полувековом правлении Японии на Тайване достаточно чётко можно выделить начальный (1895-1898) и конечный (1937-1945) этапы, тогда как промежуточный период 1898-1937 гг. с трудом поддаётся дальнейшему дроблению и в целом характеризуется проводимой японским правительством усмирительной политикой и невоенными подходами, лишь в исключительных случаях перемежающимися карательными действиями против населения острова.
Одной из особенностей японской колониальной политики стало заимствование методов управления колониями у Великобритании и Франции. Если до 1920-х гг. в японских правящих кругах преобладала британская модель управления колониями (специальная политическая система с особым законодательством 3 и ад[100]министративным делением), то после этого времени была выбрана французская модель, в рамках которой Тайвань скорее рассматривался как неотъемлемая часть японской империи, а законодательство на острове имело общий с метрополией характер [подробнее см.: 7, с. 120-145. Тем не менее, вплоть до 1945 г. Тайвань оставался в составе японской империи официально на правах генерал-губернаторства, а не префектуры. Безусловно, Япония была заинтересована в расширении своих территорий за счёт включения новых земель на правах префектур, однако, изменения статуса Тайваня не произошло.
Японские методы управления островом, будучи схожими с методами других колониальных империй, не критиковались великими державами Запада. Более того, сдержанная позиция империалистических держав в отношении японо-китайской войны при отсутствии реальной помощи Китаю дала японскому правительству основания полагать, что западные страны заинтересованы в выгодном использовании японских военных сил против Кореи и Китая, что только усиливало напор японской экспансии на южном направлении.
Ряд особенностей японского империализма позволяет отличать его от западных методов ведения колониальной политики. В первую очередь стоит отметить, что Япония стала проводить колониальную политику самой последней из мировых держав. Кроме того, аннексии 4 со стороны Японии подвергались соседние государства «китайского мира» (синосферы), к которому традиционно относилась и сама Япония. В силу этого обстоятельства в японских колониях не было таких острых культурных или этнических проблем, которые неизбежно возникали в заморских владениях западных держав. И, наконец, представляется важным отметить тот факт, что Япония на начальном этапе своей модернизации испытывала военную и экономическую уязвимость перед мощью мировых держав.
В первые годы колониального правления японские усилия по подавлению сопротивления 5 на Тайване не увенчались успехом, что способствовало сохранению военного управления островом на более длительный срок. Масштабы национально-освободительного движения сопротивления мешали притоку японского капитала. Вместе с тем капитал западных держав (Великобритании, Германии, Италии, России, США, Франции) продолжал укрепляться на территории острова. Западный капитал и неослабевающее влияние иностранных держав в целом препятствовали реализации японских экономических интересов на острове 6. Приняв во внимание эти тормозящие тайваньскую экономику факторы, с конца 1896 г. японское правительство взяло курс на ускоренное освоение ресурсов Тайваня и ужесточило налогообложение населения. Полученные с населения средства были [101]направлены на поощрение японских капиталовложений в остров 11, с. 252-254.
С 1898 г. японское правительство на Тайване в лице новой администрации во главе с генерал-губернатором Кодама Гэнтаро и начальником управления Гото Симпэем поставило перед собой задачу наладить дружественные отношения с местным населением, параллельно обеспечивая проникновение японского капитала в экономику острова 11, с. 256-257. Новое японское правительство только к моменту победы в русско-японской войне (1904-1905) смогло оправдать экономическую целесообразность приобретения Тайваня и его рентабельность. Понимая, что максимальная адаптация к местным условиям требует проведения особой этнической политики, Гото Симпэй считал, что японской администрации на Тайване следует обеспечивать сохранение самобытности этнических общностей, населявших остров, поскольку, по его мнению, ассимиляция коренного населения была невозможна. В связи с этим на Тайвань были направлены японские учёные-антропологи (Тории Рюдзо, Ино Канори и др.) [подробнее см.: 1, c. 271, которые занимались исследованиями местных народностей. Однако попытки Гото снизить градус напряжения среди местного населения в период его управления островом не имели успеха. До середины 1910-х гг. по острову периодически проходили волны восстаний, что лишь подчеркивало неэффективность используемых методов управления.
Тем не менее, вплоть до середины 1910-х гг. колониальная администрация отчитывалась перед центральным правительством об успешном прохождении «цивилизаторской» политики и благополучном установлении порядка на острове. Эту описываемую в японских правительственных отчётах «идиллию» 7 нарушали происходившие время от времени инциденты, когда различные представители местного населения нападали на японцев, за что впоследствии жестоко карались японскими властями. Такого рода инциденты, а также явное неуважение японцами традиций и обычаев населения острова являлись причинами недовольства не только притесняемых аборигенных племён, но и китайского населения острова (при японском правлении было отменено бинтование ног женщин, а также традиция носить косы у мужчин).
На протяжении всего периода управления островом японское правительство предприняло целый комплекс мер по укреплению власти – в основном это экономические, аграрные, административные, институциональные и социальные реформы. Среди предпринятых мер представляется важным отметить развитие транспорта, связи и других элементов инфраструктуры Тайваня, выстраивание чёткой вертикали власти, совершенствование институтов школьного образования и системы здравоохранения острова (проводимые под руководством Гото Симпэя санитарно-гигиенические [102] мероприятия привели к существенному снижению смертности местного населения). На протяжении периода 1895-1926 гг. велись активные преобразования административного деления острова, результатом которых стало разделение Тайваня на восемь префектур 8, пять из которых характеризовались как достаточно развитые и густонаселённые регионы 7, с. 1321.
Важно учитывать, что вся японская политика на Тайване выстраивалась сугубо в прагматическом ключе. Отличительной чертой японского колониализма с момента появления на посту премьер-министра Японии Хара Такаси (с 1918 г. и вплоть до его смерти в 1921 г.) можно считать попытку внедрения в сознание туземного населения имперского духа, что по замыслу должно было способствовать ассимиляции туземного населения японцами. В 1919 г. японская колониальная политика взяла курс на японизацию населения Тайваня, которая выражалась в принудительной смене имён жителей острова на японские, в использовании норм японского законодательства, в распространении японского языка, в навязывании чувства преданности японскому императору. Примечательно, что в школах японского образца детям систематически прививались японские ценностные ориентиры, образ жизни и нравственные устои. Японское правительство предпринимало неоднократные попытки распространения синтоизма. Наряду с восстановлением китайских буддийских храмов, на острове шло возведение синтоистских святилищ. Тем не менее, национальная религия Японии так и не приобрела какой бы то ни было популярности среди тайваньского населения.
Заключение
В период Реставрации Мэйдзи Япония продемонстрировала стремительный рост империалистических амбиций и поставила в качестве важной внешнеполитической задачи приобретение колоний, что по представлению японского военно-политического руководства должно было значительно усилить экономическое и геополитическое влияние Cтраны восходящего солнца в регионе. Важным внешнеполитическим успехом Японии в этот период является получение полного контроля над островом Тайвань.
Сочетая британскую и французскую модели колониального управления Тайванем, Японии удалось выработать собственную модель управления островом. Японский период истории Тайваня характеризуется использованием острова в качестве сырьевого придатка Японской империи, попытками проведения японизации местного населения и его ассимиляции японцами, а также превращением острова в плацдарм для японских военно-воздушных и военно-морских сил во время Второй мировой войны.
[103]Вследствие успешной внешней политики во второй половине XIX в. Японии удалось получить статус новой колониальной державы. Это не только способствовало обретению Японией международного престижа, но обеспечило демонстрацию японской военной силы в регионе и стало фактором сдерживания иностранных государств в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Particular Features of the Japanese Colonial Policy in Taiwan in 1895-194
Regina Shaykhutdinova
Abstract: This article deals with distinctive features of the Japanese colonial policy in Taiwan from 1895 to 1945. The article describes the historical, economic, and geopolitical conditions of occupation of Taiwan, and reveals the particular features of colonial rule in Taiwan.
Keywords: Taiwan, Japan, colonialism, imperialism, colonial policy, colony.
- [1] Наименование данной эпохи связано с девизом правления императора Мацухито – «Мэйдзи» («Просвещённое правление»).
- [2] Позднее, с 1910 по 1945 гг., Корея находилась под японским колониальным управлением.
- [3] В качестве административно-полицейского регулятора выступала сохранённая японцами система круговой поруки – бао-цзя(保甲, яп. хоко).
- [4] Допустимо считать именно Тайвань первой колонией Японии, поскольку государство Рюкю (префектура Окинава), присоединенное в 1879 г., было включено в состав империи на правах префектуры, а не обособленной административной единицы.
- [5] Подробнее о движении сопротивления против захвата Тайваня см. [11, с. 205-249].
- [6] Например, экспорт сахара, чая и камфоры до начала XX в. оставался в руках иностранцев, фактически давая им возможность монополизации этих сфер деятельности. Однако Япония в свою очередь не торопилась бороться с иностранными предприятиями и действовала крайне осторожно [11, с. 253, 273–277].
- [7] Стоит отметить, что внушительная доля источников конца XIX в. и первой половины XX в. показывала японскую политику на Тайване как исключительно благотворную, что не является абсолютно верным, поскольку большинство материалов составлялось под бдительным контролем японских властей для создания благоприятной репутации Японии и содержало сведения, которые не всегда соответствовали действительности. С другой стороны, к примеру, в советской печати колониальный Тайвань освещался дос
- [8] Административное деление Тайваня не отличалось однородностью, что, в частности, хорошо отражает введённый для их обозначения категориальный аппарат: только пять из восьми префектур острова обозначались термином 州 (яп. сю), тогда как остальные три, характеризовавшиеся как малонаселённые и достаточно слабо развитые – термином 廳 (яп. тё) [7, с. 132].
- [1] Головачёв В.Ц.Исследования по этнологии Тайваня в трудах японских учёных колониального и послевоенного периода // Япония: ежегодник. 2011. М., 2011. С. 270-283.
- [2] Головачёв В.Ц.Полвека изучения этнической истории Тайваня в историографии КНР (1949-2000) // Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2. М., 2013. С. 139-151.
- [3] Головачёв В.Ц.Этническая история и политика Тайваня в западной историографии // XLI научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2011. С. 276-287.
- [4] Головачёв В.Ц.Этническая история и политика Тайваня в трудах тайваньских учёных (эволюция историографических подходов в 1980 –2010 гг.) // Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 2. М., 2012. С. 292-299.
- [5] Головачёв В.Ц., Молодяков В.Э.Тайвань в эпоху японского правления. Источники и исследования на русском языке. М., 2014.
- [6] Головачёв В.Ц., Перминова В.А.Журналист И.С. Левитов об опиумной политике на Тайване // Россия и АТР. 2014. №4. С. 180-189.
- [7] Иванов К.В.Исторические проблемы Кореи периода 1905-1945 гг. и их современное наследие: колониальная модернизация, ассимиляция корейцев и проблема «прояпонских деятелей»: диссертация на соискание учёной степени канд. культурологии. Владивосток, 2006 (на правах рукописи).
- [8] Молодяков В.Э.Колониальный Тайвань в советской аналитике 1920-1930-х гг. // Восток (Oriens). 2014. №3. С. 28-38.
- [9] Перминова В.А.Японский колониализм: особенности управления // Вопросы истории. 2014. №27. С. 129-135.
- [10] Тертицкий К.М., Белогурова А.Э.Тайваньское коммунистическое движение и Коминтерн (1924-1932 гг.). М., 2005.
- [11] Тодер Ф.А.Тайвань и его история (XIX в.). М., 1978.
© Р.Р.Шайхутдинова, 2016
Добавить комментарий