В период построения демократического, ориентированного на рыночную экономику общества в Кыргызстане во всех социальных сферах происходят существенные изменения, сопровождающиеся разрушением старых социальных представлений и созданием новых. Коренные преобразования в экономической и политической сферах ведут и к переменам в духовной культуре: рушатся привычные идеалы, меняются ценности, формируются новые традиции, новые способы поведения. Социально-экономические условия и господствующая идеология в стране являются основными факторами развития личности, и изменения в характере общественных отношений не могут не влиять на психологию отдельных индивидов и социальных групп. Каждой эпохе, определенному социально-экономическому устройству общества соответствует и свой тип социального характера, свой тип личности с определенным менталитетом. Соответственно новая экономическая культура, утверждаемая на данном этапе развития нашего общества, ведет к изменениям в индивидуальной и социальной психологии, в системе ценностей и ориентаций общественных групп и слоев, требует пересмотра прежних экономических стереотипов, установок и действий и тем самым формирует новый тип менталитета.
Наша страна за несколько лет прошла сложный и неоднозначный путь, сменив различные системы политического и экономического устройства. В итоге сформировалось общество, неоднородное по своему составу и представляемое различными поколениями с различными стереотипами поведения, установками, ценностями. А так как каждая [128] социальная группа демонстрирует различные модели поведения в переходный период, то особый интерес представляет изучение вопроса о том, как различные слои населения адаптируются к новой экономической среде. Изучению подлежат изменения в системе модальных ценностей, стереотипов поведения, социальных установок.
Значимость подобного рода исследований определяется тем, что социально-психологические феномены не являются просто отражением или следствием экономических факторов и условий, а взаимодействуют с последними, оказывая большое влияние на социально-экономическое развитие общества. Как справедливо отмечает Б.С. Братусь, в странах бывшего СССР «слишком долгое время насаждалось, что в человеке все строится снизу, от материального», «что бытие определяет сознание», забывая, и тем самым игнорируя силу и реальность обратного, когда сознание определяет бытие, формирует, тормозит или изменяет его. «Законы и доктрины могут забегать вперед или отставать, но история и культура движутся в конечном итоге скоростью шага конкретных людей, составляющих народ, страну, общество» 1. При анализе социально-экономического развития той или иной страны нельзя игнорировать и тот факт, что в каждой стране изменения в экономической системе, их темп и характер принимают специфическую форму, сочетаясь с особыми условиями исторического развития данной страны, ее традициями, менталитетом проживающего народа. Кроме того, именно национальные черты и особенности культуры обуславливают экономическое поведение населения, определяют успех или неуспех проводимых экономических реформ в стране. Целью нашего исследования будет изучение личностных установок, качеств и ценностей, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость подобных исследований, вопросы, касающиеся взаимовлияния социально-экономических и личностных изменений являются в нашей стране малоизученными, хотя в зарубежной психологии и социологии данное направление рассматривается как наиболее важное и актуальное. [129] Так, зарубежные исследователи 2 в настоящее время выделяют понятия «личностный синдром», «современный менталитет» или «модель современного человека», или «инновационной личности», для которой характерны:
- открытость экспериментам, инновациям, изменениям;
- готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма;
- ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;
- опора человека на личные силы, возможности;
- стремление к новизне, неукротимая любознательность;
- высокое чувство ответственности, планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.
Именно данные качества личности, по мнению исследователей, способствуют интенсивному экономическому развитию общества, являясь предпосылками усиления экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала. Рыночные отношения способствуют тому, что наша культура приходит во все большее взаимодействие с другими культурами, поэтому можно предположить, что перечисленные качества также являются значимыми и для нас, поскольку в настоящее время в Кыргызстане формируется новый тип личности, отвечающий требованиям нового времени.
С целью изучения особенностей формирования новых ценностей личности в Кыргызстане нами было проведено исследование, в котором приняло участие 410 человек в возрасте от 15 до 66 лет и старше. Нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время, в связи с ориентацией Кыргызстана на модернизацию и опыт других стран, происходят изменения в структуре ценностей населения страны, и формируется новый тип менталитета — кыргызстанский, способствующий становлению рыночных отношений в республике.
Исследование иерархии ценностных ориентаций у респондентов, различающихся по возрасту, не выявило значимых различий в оценке качеств и свойств личности, наиболее важных в настоящее время. Так, респонденты возрастной группы 15-25 лет на первые пять позиций [130] ставят такие качества личности, как трудолюбие (1-ое место), профессионализм (2-ое место), ответственность (3-е место), образованность (4-ое место), и лишь на 5-ое место — активность. Напротив, на последних местах находятся такие ценности и качества личности, как агрессивность (20-ое место), скромность (19-ое место) и добродушие (18-ое место).
У испытуемых в возрасте 26-40 лет наиболее значимыми ценностями выступают профессионализм (1-ая позиция), ответственность (2-ая позиция), трудолюбие (3-ая позиция), образованность (4-ая позиция) и активность (5-ая позиция). Наименее высоко оцениваются такие качества, как агрессивность (20-ое место), добродушие и мягкость (19-ое место), хитрость (18-ое место).
В возрастной группе 41-65 лет результаты распределились следующим образом. Первые позиции занимают такие ценности, как профессионализм (1-ая позиция), добросовестность (2-ая позиция), трудолюбие (3-ая позиция), ответственность (4-ая позиция) и активность (5-ая позиция). Между тем, второстепенными, незначимыми качествами считаются агрессивность (20-ое место), хитрость (19-ое место) и стремление к богатству и материальной обеспеченности (18-ое место).
Респонденты в возрасте 66 лет и старше наиболее высоко оценивают добросовестность (1-ое место), трудолюбие (2-ое место), ответственность (3-е место), честность (4-ое место) и профессионализм (5-ое место), а наименее — агрессивность (20-ое место), готовность к риску (19-ое место), открытость новому опыту (18-ое место). То есть можно предположить, что наиболее консервативными являются представители старшей возрастной группы, что можно объяснить общей боязнью перемен.
Несмотря на то, что школьники и студенты относятся к одной страте — «молодежь», — исследование выявило у них довольно значимые различия в формировании представлений о современной личности. Так, студенты наиболее высоко оценивают такие качества личности, как трудолюбие (1-ое место), профессионализм (качество занимает 2-ую позицию), ответственность и образованность (соответственно 3 и 4 место), то есть качества профессиональные. Это можно объяснить тем, что обучение в вузах нашей страны является узконаправленным. Вузы слабо готовят молодежь к сложностям экономической жизни, [131] не всегда дают реальные знания о потребностях производства, методах поиска вакансий, системе утверждения себя в качестве специалиста. Чаще всего в вузах развивается культура мышления, познания, общения, а не способность адаптироваться к современным реалиям. В результате молодые люди практически не приобретают умений и навыков, необходимых и ценимых в рыночном обществе, где требуется находчивая и творческая личность. Образование в Кыргызстане сводится к усвоению фактического материала и носит специализированный характер, в результате чего накапливается база фактических знаний, но не развиваются личностные качества, такие, как инициативность, предприимчивость, готовность к риску, самостоятельность, стремление к успеху. Современное обучение в Кыргызстане, по мнению Л.П. Кибардиной, все еще сохраняет авторитарность в управлении процессом обучения, инертность взглядов научно-педагогических кадров, его целью выступает усвоение системы ценностей, созданной предыдущими поколениями. В свою очередь, традиционное обучение формирует пассивную личность, «…не всегда раскрывает творческий потенциал учащегося, часто закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, сковывает инициативу, способность созидать, служит источником… подчинения авторитету» 3. Исходя из этого, вряд ли можно ожидать изменений в структуре менталитета, когда сознание ориентируется на традицию, на привычные способы поведения.
В отличие от студентов, школьники (ученики 9, 10-х классов) на первое место выдвигают такое качество, как целеустремленность(35,6%), которое они часто связывают с активностью, независимостью (от родителей, государства), самостоятельностью, упорством и настойчивостью. Не менее важным для старшеклассников является и такое качество, как ум (интеллект, талантливость, изобретательность, находчивость, сообразительность) — 29,1%. В рыночном обществе эти качества являются ведущими, без них трудно представить деловой успех. Успешная адаптация к современной ситуации развития требует от личности гибкости, широты взглядов, умения ориентироваться во многих областях деятельности.
[132]
В то время как российские и отечественные исследователи 4 пишут о развитии и формировании у молодых людей эгоистической направленности, ориентации на себя, личные интересы, в нашем исследовании старшеклассники отмечают (26,3%) одним из важных и необходимых качеств современной личности ориентацию на других людей, уважение и честность по отношению к ним («необходимо поддерживать хорошие отношения не только с коллегами, но и с клиентами, если ты бизнесмен», «профессионал никогда не должен обманывать народ», «человек должен уважать мнение других людей», «необходимо быть вежливым, жить в мире с другими людьми и проявлять уважение к другим нациям, а не только к своей»).
Вероятно, в сознании школьников все больше укрепляется мнение о том, что для того, чтобы быть успешным (прежде всего в бизнесе), необходимо ориентироваться на другого — партнера, клиента. Уважение к другим, вежливость в настоящее время выступают как экономические категории, которые содействуют повышению прибыли, являются неотъемлемым условием эффективного развития современной экономики, ориентированной на сферу услуг и потребления. Кроме того, как показывает практика, умение сотрудничать с другими людьми, объединение совместных усилий являются гораздо более выгодными для человека, нежели эгоистические мотивы поведения. В настоящее время в кросскультурных исследованиях имеются доказательства того, что экономическое развитие страны вполне совместимо с коллективистской психологией, а индивидуализм, напротив, в какой-то степени тормозит развитие экономики.
Таким образом, как показывают результаты исследования, школьники в качестве наиболее значимых черт личности выделяют не только профессиональные качества (профессионализм как необходимое качество личности отмечают 18,7% учащихся), но и прежде всего такие, которые характеризуют личность как делового субъекта. То есть, изменения в структуре ценностей, ориентация на новые установки и стереотипы поведения — «экономические», а вместе с тем и формирование нового типа личности кыргызстанца, скорее наблюдается у школьников, а не у студентов.
[133]
У представителей остальных социальных групп в первую очередь ценятся также качества профессиональные, а не деловые. Установлено, что для служащих наиболее важными качествами выступают профессионализм (1-ая позиция), трудолюбие (2-ая позиция), ответственность (3-ая позиция), добросовестность и образованность (соответственно 4-ая и 5-ая позиции). На последних местах в структуре значимых ценностей находятся такие, как агрессивность (20-ое место), хитрость и ориентация на себя (19-ое место), личные интересы (18-ое место).
У рабочих в иерархию основных ценностей входят добросовестность (1-ое место), ответственность (2-ое место), трудолюбие (3-е место), активность (4-ое место) и профессионализм (5-ое место). Такие же качества личности, как агрессивность, хитрость, ориентация на себя так же, как и у предыдущих социальных групп, отходят на периферию.
Предприниматели первые пять позиций отдают следующим ценностям: ответственности, профессионализму, образованности, трудолюбию, предприимчивости. То есть, данная группа испытуемых, наряду с высокой оценкой профессиональных качеств, высоко оценивает качества, связанные с психологической оценкой активности личности. В то же время, интересным представляется то, что качества, связанные с развитием деловой активности (решительность, энергичность, инициативность), не выступают для предпринимателей как наиболее важные и значимые. Вероятно, сложности становления новых экономических отношений еще не способствуют развитию и реализации этих качеств личности. Деловая активность некоторой части населения Кыргызстана, по-видимому, является вынужденной: предпринимателями становятся в силу внешних обстоятельств (невозможность обеспечить семью, потеря работы, невозможность найти работу по специальности). Мотивом деятельности предпринимателей является не реализация своих способностей и возможностей, а достижение определенного уровня благосостояния (это подтверждают и данные нашего опроса: 41% предпринимателей считают, что «занимаются прибыльным видом деятельности, не приносящим морального удовлетворения»). Таким образом, предприниматели своим реальным поведением демонстрируют высокую деловую активность, способность успешно адаптироваться к новой экономической ситуации, однако удовлетворенность у них от проделанной работы остается низкой. Вместе с тем, [134] такие качества, как агрессивность и скромность, а также такая ценность, как стремление к социальному равенству, предпринимателями не принимаются.
Анализ структуры ценностных ориентаций безработных выявил сходство в оценке значимых качеств с предыдущими социальными группами: профессионализм как наиболее важное свойство личности, находится на 1-ом месте, образованность — на 2-ом, ответственность — на 3-ем месте, активность и трудолюбие занимают соответственно 4-ое и 5-ое места. Наименее значимыми ценностями являются скромность, стремление к социальной справедливости и агрессивность.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
- социально-экономическое развитие и психология личности — факторы взаимосвязанные;
- изменения в социально-экономическом устройстве общества ведут к изменениям в массовом сознании;
- в то же время изменения в сознании отдельных индивидов и всего общества, ориентация на новые ценности способствуют становлению нового экономического поведения;
- сравнительный анализ менталитета различных возрастных групп выявил сходство ценностных ориентаций у испытуемых (массовое сознание в настоящее время ориентируется на привычные способы поведения и традиционные ценности — профессиональные, — что можно объяснить особенностями культуры Кыргызстана — передачей традиций, уважением привычных способов поведения, — в результате сохраняется ядро менталитета кыргызстанцев);
- сложности становления рыночных отношений в республике еще не способствуют развитию «экономических» ценностей — предприимчивости, готовности к риску, независимости, стремлению к успеху;
- в то же время наблюдается некоторая тенденция к изменению социальных установок у молодого поколения (15-40 лет), проявляющаяся в ориентации на активную деятельность и падении значимости качеств и ценностей личности, высоко ценимых в доперестроечные времена (скромность, стремление к социальной справедливости, добродушие).
- [1] Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия /Сост. Сельченок К.В. — М., 2000.
- [2] См., в частности, Bellah R. Habits of the heart. — 1990; Inkeles A. A model of the modern man: theoretical and methodological issues. — 1992.
- [3] См. Кибардина Л.П., Абдулдаев Д.А. Интерактивное обучение в вузе: Методическое пособие для преподавателей. — Каракол, 2003.
- [4] См., в частности, Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. №3; Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно- экономических условиях. — М., 1998.
Добавить комментарий