Ведя речь о философии старости, то есть о действительности, бытии, надо уяснить и всегда помнить, для чего мы её изучаем (как явление, состояние организма в соответственном возрасте) в философском аспекте. Дело в том, что старость — предмет общественного сознания. Её изучение мы производим, прежде всего, для того, чтобы иметь необходимые знания умения и желания создавать условия для обеспечения материального и морального жизненного удовлетворения человеку в этом возрасте. Поэтому, действия и деятельность людей должны осуществляться по государственной линии в двух направлениях:
- Создание правительством социальных законов о защите старости.
- Культурно-просветительские установки, обуславливающие физическое и нравственное совершенствование отношения соответствующих организаций и функционеров к проблемам людей пожилого возраста.
С философской точки зрения это значит, что правительству необходимо осуществить соответствующие действительности такой формы и содержания их действий и деятельности, которые бы способствовали активной жизнедеятельности человека в период старости.
Государственно-социальная основа обеспечения стариков выражалась бы в такой величине пенсии, которая смогла бы обеспечить нормальный их прожиточный уровень материального (и не только) обеспечения, а также доступность для них медицинских социальных и культурно-массовых учреждений, для производства лечения и совершенствования своего сознания. Это также важно для формирования мировоззрения соответствующего изменяющимся условиям окружающей среды и общества. Улучшение условий существования в период старости это одна из необходимых сторон бытия. Продление срока старости способствует создания эффекта осуществления активной жизнедеятельности людей после периода зрелости. В старости, активность организма человека может и должна быть более эффективной, так как люди в это время более-менее свободны от различных ограничений как психологического, так и физического порядка:
[83]
- Наличие умения организовываться в большей степени на создание положительных действий и деятельности.
- Отсутствие или, во всяком случае, более спокойное отношение к наличию страха за свою жизнь.
- Рассудительное и более прямолинейное отражение реальной действительности.
- Осознанность своих обязанностей перед самим собой, обществом и временем
И так далее…
К старости человек приобретает навык своей практической деятельности как в психологическом, физическом, а также философском отношении осуществлять только положительной формы и содержания действия и деятельность. При этом он выражает более логичную сторону жизнедеятельности своего бытия (по форме и содержанию). Навык трудового жизненного опыта осуществлять действительности только положительной формы и содержания является «инструментом» человека, приобретённым за весь его период жизни. Этот инструмент является природной необходимостью для осуществления совершенствования, как самого человека, так и окружающей его действительности. По этому эта установка старых людей является мотивом для осуществления и выражения одной из жизненно важных сторон бытия старых людей — осуществлять действия наверняка, без лишних оговорок и вступлений, то есть точно. Это ипостась выражения вида навыка предметно осуществлять трудовую и вообще жизненную деятельность в идеальных форме и содержании представляется миру (обществу, природе) не с одной необходимой стороны, а с всестороннего подхода к бытию.
Старость это предметное выражение нашим сознанием реально существующей действительности, бытия, характеризующая соответствующий период жизнедеятельности, как живых, так и неживых предметов, в частности человека. Я здесь даю этому понятию такое определение по тому, что старость можно рассматривать не только с философской точки зрения, как одну из наиболее важных сторон бытия, а также с позиций психологии, — как явление состояния организма, физиологии — как объект переживающий процесс физиологического старения. Естественно, разными науками представление о старости как о предмете реальной объективной действительности и формулировка терминологии определения старости будет соответствующая относительно содержания конкретных наук, отличное от науки философии.
Старость — очевидное явление. Оно представляется предметно нашим сознанием, так как ощутимо органами чувств и мышления (внутренними и внешними причинами жизнедеятельности организма). Воспринимаясь последними и затем, отображаясь главным органом мышления — мозгом, обработанная (проанализированная) информация о характере состояния организма в старости создаётся содержание системы индивидуального понятия об объекте. Выражение этого объекта конкретизируются здесь видимым для наблюдателя формой и содержанием. Так как у различных людей создаётся сознание выражающееся различным содержанием индивидуальных понятий, поэтому и появляются различные предметные выражения формы старости. Умозаключения при этом создаются самые различные, как говорится: «кто в лес, кто по дрова». Из индивидуальных форм сознаний и выражения понятий складывается общественное сознание о старости организма человека. Вырабатывается форма и содержание решений — умозаключениями о предметном внешнем виде характеризующим старость:
- Морщинистость определённых частей тела.
- Изменение цвета кожи и волос, появление пигментации.
- Нарушение движения физических органов, а также нарушение их функциональной деятельности.
- Деформация тела или его отдельных частей.
В результате анализа, осуществляемого головным мозгом, создаётся предметное отражение и выражение объективного умозаключения им же (мозгом) о правдивой реальной действительности состояния старости соответствующего периода жизнедеятельности [84] организма. Старость наступает в конкретный период жизнедеятельности организма, и создание её содержания зависит от количества и качества индивидуальных сознаний различных людей в зрелом периоде. Отсюда появляются (более правильно — самосоздаются) благополучные или неблагополучные общества. В тех обществах, где преобладает неблагоприятное общественное сознание, где изобилует воровство, стяжательство и прочие выразители отрицательно направленной окружающей социальной среды, естественно не будет места для благоприятного протекания жизнедеятельности характеризующейся понятием «старость».
Стареет всё. Существуют разные термины для определения бытия старости живых и не живых организмов и предметов: ржавое железо, поношенное платье, старые горы, сухое дерево. Старость живых организмов выражается предметно внешним соответствующим своим видом и формой, а также содержанием внутреннего духовного состояния в период их жизнедеятельности во времени и пространстве. У людей старость наступает примерно к восьмидесяти-девяноста годам (у долгожителей от девяноста, годов — позже и дольше). Главные критерияии старости у человека и в животном мире выражаются в снижении работоспособности его организма, что в целом обусловлено накоплением снижения работоспособности отдельных физиологических органов. Эти отдельные случаи необратимого ухудшения функционирования отдельных органов вызваны различными превратностями в жизнедеятельности человека, известные под общим именем несчастные случаи и болезни. Поэтому внешний вид организма человека в старости зависит от условий жизни, в которых этот организм прожил от века зарождения и, несомненно, от условий жизни в период старости.
Как известно религия-философия явилась праматерью всех наук. С религиозной точки зрения старость создаётся Богом, и воля Божья определяет время наступления и продолжительность старости. Поскольку религия это первое в истории человечества учение о познании окружающей действительности, и её создание, развитие и совершенствование, явилось выражением мудрости властелинов (Демонов они же Боги обществ), то Воля Божья была законом (условием, правилом, установкой) как в индивидуальной, так и в общественной форме. Основатели всех основных религий нашей планеты, конечно, были людьми мудрыми и дальновидными. Во всех очагах цивилизации насаждаемые ими традиции содержали положительные логические умозаключения, относящиеся к различным ипостасям человеческой жизнедеятельности в период его старости. Но, вместе с совершенствованием человеческого интеллекта это положение (понятие) также претерпевает эволюцию, подобно тому, как развивались межчеловеческие отношения и связи вообще.
Философия старости в научном аспекте выражается содержанием определений в таких формах, при которых решается общественная проблема — взаимоотношение людей в старости. Решение этой проблемы происходит совместно с решением составляющих её критериев:
- Отношение людей (всех возрастов) к пожилым людям.
- Отношение пожилых людей друг к другу, к людям других возрастов и к окружающей среде, природе.
На ранних стадиях развития общественных укладов допускались различные установки отношения к старикам, считавшиеся приемлемыми и, зачастую провозглашавшиеся духовными вождями как идеальные. Среди прочего доходило до практики физического устранения людей «неудобного» возраста, потому, что у общества не было накоплено опыта решения проблем стариков. Философия развивается вместе развитием интеллекта человечества. Проникая в тайны окружающего мира, постигая законы природы, условия существования среды, люди учатся жить в гармоничном мире, опираясь не только на техническое совершенствование своих инструментов, но и на установки более прогрессивных философских школ. В жизнь вводятся новые, положительно направленные социальные законы и государственные порядки. Ряд фундаментальных философских понятий дополнен [85] открытым мною понятием «самостоятельность», который предлагается для изучения об осмысления в виде «теории самостоятельности». Это понятие всеобъемлющей значимости, естественно касающееся и проблем старости. Самостоятельность создаёт условия для осуществления форм жизнедеятельности стариков в прогрессивном направлении их развития, то есть положительными формами. Эта теория требует дальнейшего углублённого изучения. Особенно то, что касается её раздела относящегося к «самостоятельности человека». А в нынешнее время, в контексте всё увеличивающегося интереса общества к проблемам «философии старости», это тем более актуально.
Всякая жизнедеятельность приводит к совершенствованию самостоятельности этих субъектов. Естественно, это касается и пожилых людей. С их самостоятельностью происходит процесс эволюции. Проходя продолжительный период жизни, человеческий организм постоянно взаимодействует с «самостоятельностью» окружающей среды. Это взаимодействие постоянно характеризуется различного рода борьбой физических и интеллектуальных начал его организма с проявлениями бытия. В результате этих реакций в организме формируется определённый механизм жизнедеятельности характеризующий, кроме прочего особенное мировоззрение человека и его духовное состояние. К старости, приоритетные начала жизнедеятельности имеют совершенно отличный характер от тех, что обнаруживаются у молодых организмов, и довлеют над ними. Здесь нет места сугубо личным перспективам в желаниях; ибо многое уже позади. Жизнь их по-прежнему может быть бурно протекающей, но в большей степени умудрённой. Старый человек может и в большей степени хочет мыслить и действовать в интересах если не большого общественного круга (патриотизм или космополитизм) то уж во всяком случае, не для себя в первую очередь. В этот период для человека вопрос о смысле прожитого совсем не пустой звук. В наше время, когда вопрос о значительном продлении физической или виртуальной жизни еще не вышел за рамки философских рассуждений и фантастики, старикам не следует забывать знаменитого и пожалуй самого выстраданного изречения (из массы подобных) вложенного писателем Н. Островским в уста своего героя Павки Корчагина: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое прошлое…» Человек как чёрт ладана боится боли и бессмысленности. Чем он старше, тем яснее ему простая истина: стремясь жить счастливо нужно помнить о том, что твои достижения должны приносила радость тем, кто тебя окружает. Неготовность общества восприять идеи стариков должным образом, стремление людей улучшить эту ситуацию являеется ипостасью постепенной гармонизации отношений в мире людей.
Добавить комментарий