Царскосельский Лицей создавался как особое учебное заведение нового типа. Основное его назначение — воспитание юношества «особо предназначенного к частям службы государственной».
Проект программы лицейского образования был составлен М.М. Сперанским, который видел задачу Лицея в образовании и воспитании будущих государственных деятелей, призванных реализовывать реформы александровского времени. М.М. Сперанскому принадлежат «Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще», записка «Об усовершенствовании общего народного воспитания» и ряд других документов, составивших основу продуманного им плана коренного преобразования страны. Он выступил и одним из инициаторов учреждения нового типа учебных заведений — особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все университеты», получила название Лицей.
По первоначальному проекту, в Лицее предполагалось обучать детей разных сословий, в том числе и великих князей Николая и Михаила. Таким образом, в Царскосельском Лицее как учебном заведении нового типа должны были воплотиться просветительские принципы равенства, единства воспитания. Однако замыслы эти не были реализованы до конца, вероятно, идея совместного обучения мальчиков встретила сопротивление царствующих особ.
Устав Лицея определял цели и задачи этого учебного заведения и основные принципы воспитания, разработанные при непосредственном участии первого директора Лицея В.Ф. Малиновского. В Лицее отменялись телесные наказания как не согласующиеся с задачей воспитания чувства собственного достоинства, воспитанники объявлялись единой семьей, равные как дети одного отца. Цель воспитания — это прежде всего формирование нравственного достоинства, нравственной целостности личности, истинного гражданина своего отечества.
Педагогическая деятельность первого директора Лицея была продолжением и воплощением его просветительского мировоззрения. Идеал Малиновского — нравственно совершенная свободная личность. Рабство, по мнению просветителя, отрицательно сказывается на нравственности всего народа, ибо оно, с одной стороны, способствует тому, что человек привыкает к неограниченной воле распоряжаться жизнью и судьбой другого человека, а с другой — приучает к покорности и слепому повиновению. Рабство также является «поджигой бунтов и мятежей», потому что народ может разрушить «насильственные узы рабства». Чтобы этого не случилось, государю необходимо даровать народу гражданские законы, которые являлись бы изъявлением народной воли. Сам народ должен принимать участие в работе законодательства и решать вопросы войны и мира. Полномочные представители народа будут выбираться по «удостоверению в усердии к общему благу» и способности «споспешествовать оному». В основу человеческих отношений, считал первый директор Лицея, должны быть положены просвещение, добродетель, дружба, любовь. Критерием оценки деятельности человека выступают польза человечества, правосудие, человеколюбие. Назначение человека — «составить блаженство многих людей».
Лицейский дух, дух «лицейской республики» (“res publica” — «для общей пользы» — таков был девиз Лицея) во многом определялся союзом единомышленников — наставников, преподавателей. Среди них — А.П. Куницын, А.И. Галич, Н.Ф. Кошанский, И.К. Кайданов и др. Программа занятий была приравнена как к гимназическому курсу, так и к университетскому образованию. Весь процесс обучения в Лицее разделялся на два этапа: первые три года воспитанники изучали языки — российский, латинский, французский, немецкий, а также математику, словесность, риторику, историю, географию. На старших курсах занятия велись по разделам нравственных наук, физических, математических, исторических, словесности и продолжалось обучение языкам. Цель лицейского воспитания заключалась не только в овладении определенными знаниями и науками, но, прежде всего в формировании совершенной гармонической личности, а это предполагало включение в лицейские курсы таких дисциплин, как рисование, музыка, фехтование, верховая езда, танцы, плавание.
В замыслы Малиновского входило также стремление создать идеальную среду для своих воспитанников и оградить их от влияния внешних факторов, изолировать их от воздействия окружающей жизни.
Само название нового учебного заведения — Лицей (новое для России) должно было напоминать о садах Аполлона Ликейского, а отношения лицеистов и наставников воскрешать перипатетические традиции античности, к которой так любила обращаться в своих «грезах» эпоха Просвещения. Большой зал Лицея — свидетель всех лицейских торжеств (открытие Лицея 19 октября 1811 г., приезд Г.Р. Державина на лицейский экзамен, первый лицейский выпуск 1817 г.) — был украшен изображением богини Минервы.
Царское Село с его дворцами и парками способствовало созданию особого целостного образа «школы» и «сада». «Cады Лицея» — это особым образом организованное пространство, сочетание пейзажного и регулярного парков, различных стилей садово-паркового искусства создавало поэтический образ — гармонии архитектуры и природы, разума и чувства.
Царскосельские парки создавали особым образом организованное пространство утопий, «мир просвещенного благополучия», «мир политических мечтаний» (пространство, насыщенное политическим образами, аллегориями), «мир грез» (экзотические впечатления, связанные с элементами восточной архитектуры).
Лицей явился своеобразной «утопией преобразования», цель и задачи которой создать новое учебное заведение, в котором бы воспитывались нравственно совершенные новые люди, призванные служить своему отечеству, осуществлять государственные реформы, преобразования.
Само пространство, в котором располагался Лицей, представляло определенным образом организованную идеальную среду воспитания. Это своеобразная идеальная модель «воспитания пространством» или одна из возможных «утопий пространства».
В лицее создается особая атмосфера культа дружбы, та особая дружественная среда, которая способствовала формированию духа творчества, свободы, особой атмосферы лицейского братства. Размытость четких границ между жизнью и литературой приводило к тому, что жизнь воспринималась как литература, а литература становилась подлинной жизнью. Это сформировало особое отношение к своей жизни, в которой нет незначащих слов, действий, поступков.
Изначальная цель была достигнута — сформирован особый тип личности. Лицейские воспитанники усвоили не только знания, идеи, но прежде всего особый тип поведения, человеческих отношений. В Лицее сформировалась та особая атмосфера, представлявшая идеальную модель отношений, которая в дальнейшем будет служить для «лицейских» мерилом, критерием человеческих отношений. Лицей, Царское Село оставались для лицейских выпускников тем идеальным пространством, тем местом, в которое они стремились вернуться.
Несмотря на то, что Царскосельский Лицей в своем первоначальном виде (как реализованный просветительский проект воспитания) просуществовал сравнительно недолго, тем не менее, педагогический замысел, своеобразный государственный эксперимент состоялся: просветительская модель воспитания была осуществлена. Равенство воспитанников, записанное в Уставе Лицея (этот пункт впоследствии был отменен); уважение обслуживающего персонала; запрет на телесные наказания; энциклопедизм программы с преобладанием естественных наук и философии, высоконравственные просвещенные преподаватели; свободное общение с наставниками; отсутствие насилия и принуждения; возможность всестороннего раскрытия личности — все эти особенности позволили Императорскому Царскосельскому Лицею занять особое место в ряду учебных заведений России.
Добавить комментарий