В современном обществе доминирующим культурно-историческим типом является публичная библиотека, но она приобретает черты национального государственного учреждения, главная роль в котором отводится образованию и самообразованию. Следует также отметить возрастающее значение так называемых библиотек при государственной власти (президентские библиотеки, парламентские библиотеки, библиотеки государственных учреждений) Третий культурно-исторический тип в обществе 21-го века представляют электронные библиотеки, которые пока соединяют в себе черты традиционных и электронных форм представления и распространения информации. Электронная библиотека в том виде в каком она существует в высших учебных заведениях, научных и универсальных библиотеках, представляет собой более облегченную форму или способ хранения, поиска и предоставления знания. Этот тип пока реально ограничивается наличием электронного каталога, специальных программ по комплектованию, систематизации и каталогизации документов, открытым доступом. Говоря о данной модели библиотек можно заметить изменения не только так называемой «внешней вывески» ее, но и внутренней организационной структуры и функций. К особенностям новой модели библиотеки можно отнести:
- появление новых понятий (наименований), относящиеся как к библиотеке, так и к читателю — «Медиатека», «Информатека», «Потребитель», «Пользователь», возникновение которых связано с все более растущим влиянием и быстрым распространением информационных технологий и масс-медиа.
- автоматизация библиотечно-библиографических процессов
- появление новых способов хранения, обработки и представления информации (электронные каталоги и картотеки, программы поиска информации)
- изменение внешнего и внутреннего облика библиотечных залов (архитектура библиотечного здания)
Электронная библиотека как культурно-исторический тип не сводится к одной автоматизации и компьютеризации процессов хранения и обработки информации и обслуживанию читателей. Специфику электронной библиотеки как модели библиотеки современного общества можно показать на примере библиотек Европейского университета и Французского института в Санкт-Петербурге. И та, и другая библиотека называется «медиатекой». Это слово, вошедшее в обиход научного и разговорного языка сравнительно недавно, связано с доминирующей ролью в информационном обществе масс-медиа, мульти-медиа и других аудиовизуальных средств коммуникации. Заметим однако, что в корне изменилась лишь первая часть слова «библиотека» — «библос», что с греческого означало книга, бумага, папирус. Вторая часть «teca» как помещение, место осталось. Таким образом, следует говорить не об исчезновении библиотеки как места хранения и предоставления знания и книги, как ее составляющей, а об изменении тенденции развития и функций библиотек. Библиотечно-библиографические процессы в обоих библиотеках полностью автоматизированы; в залах находятся компьютеры, созданы электронные каталоги и картотеки, которые предоставлены в пользование посетителей библиотек. Поиск информации осуществляется по специальным программам, появляются и новые, более широкие и вместе с тем трудоемкие, например LIBNEXT, IRBIS. Эти программы большей частью ориентированы на работу библиографа (таблицы, ключевые слова, инвентарные номера).
Поскольку электронная библиотека благодаря своим информационным ресурсам позволяет отыскивать информацию на расстоянии и тем самым вести диалог с книгой и ее автором, а также другим читателем, то само пространство библиотеки как физическая единица отсутствует. Общение книги и читателя, автора и читателя становится интерактивным, не только вневременным но и внепространственным. Однако понимание библиотеки как культурного пространства не ограничивается физической субстанцией, поскольку оно предполагает наличие партнеров по диалогу, наличие темы для осмысления и обсуждения прочитанного текста, тем самым библиотечный дискурс, мультикультурная среда электронной библиотеки и гипертекстовая среда Интернет будет способствовать привлечению гораздо большего числа собеседников и участников разговора, для которых чтение классических книг на бумаге заменяется созданием коллективных текстов посредством сшивания разных идентичных литературных произведений, при котором происходит деконструкция авторского текста.
Библиотеки Европейского университета в Петербурге и Французского института: реализуют информационную, образовательную и культурную функции. Информационная функция этих библиотек раскрывается через предоставление свободного доступа к книгам и другим документам и представление информации в удобной для читателей (или user — с англ. Пользователь) форме. Электронный каталог библиотеки позволяет увидеть в каких видах носителей информации существует то или иное, чаще всего, художественное произведение — книга, дискета, видеокассета. Читатель по своему вкусу выбирает один из этих предложенных вариантов просмотра «книги» и заказывает его. Библиотека также предлагает своим читателям и другие способы получения информации, которые, однако, требуют предварительного обучения. Образовательная функция электронной библиотеки раскрывает себя во-первых, через преодоление психологического барьера между пользователем и компьютером. Появляется необходимость овладения компьютерной грамотностью для последующей работы с информационными и электронными ресурсами. Во-вторых повышается роль библиотекаря как консультанта, специалиста, ибо при увеличивающем потоке информации и самостоятельным поиском ее со стороны читателя незнание определенных правил пользования компьютерными программами, равно как традиционными каталогами превращает изобилие источников в их отсутствие. В третьих, поскольку эти библиотеки являются научными, то приоритетом для них становится комплектование и хранение образовательной и специальной научной литературы. Руководство чтением как средство воспитания, как непрерывное обновление интеллектуального арсенала, может составить содержательные аспекты образовательной функции библиотеки. Понимание культурной функции библиотеки связано с осмыслением ее (библиотеки) как культурного центра, как места общения, как культурного пространства.
Однако, многие исследователи библиотековеды и историки в своих работах касаются именно этой стороны деятельности библиотек и на этом основании делают вывод, что современную библиотеку можно считать электронной, если существует электронный каталог и различные программы, позволяющие потребителю быстро и оперативно найти необходимую информацию. Электронная библиотека это также не всемирная сеть Web (Word Wide Web), которой миллионы людей пользуются как если бы это была библиотека. Гриффитс Хосе-Мария в своей статье «Почему сеть Web не является библиотекой?» раскрывает особенности Web: доля содержимой здесь информации является мизерной по сравнению с обьемом имеющихся печатных материалов; информация не всегда точна и достоверна; отсутствует какая-либо каталогизация, получение данных исследователем зависит от поисковых машин, от умения их использовать и числа искомых источников; Web отличное средство для поиска свежей и быстро меняющейся информации, но она меньше всего подходит для человека, ищущего серьезную информацию (Гриффитс, Хосе-Мария Почему Web не является библиотекой: пер. с англ. // Международный форум по информации. М., 2000. Т. 25. № 1. С.17–23)
Добавить комментарий