В середине позапрошлого века группа французских художников поселилась в деревне, чтобы непосредственно наблюдать природу. Так Барбизон вошел в историю искусства. Когда начиная с 80-х годов прошлого столетия наши художники стали селится в Озерках и Шувалово,их цель была просто выжить. Это два старых дачных поселка близ
Петербурга. Один из них получил название от трех красивых озер, второйсохранил фамилию прежнего владельца этих мест племянника президента Академии художеств графа А.П. Шувалова. В самом начале ХIХ века эти земли были куплены так называемым Товариществом на паях для постройкидач. Теснимый многоэтажными новостройками этот, теперь уже городской, район чудом сохранил своеобразие мест, где любил бывать Алесандр Блок… Некоторые из деревянных домиков без отопления и горячей водыбыли оставлены жильцами, переселившимися в новые квартиры. Их отдали подмастерские скульпторам и керамистам. В газетах уже писали о деревне художников. В прошлом году в Москве прошла выставка под таким названием.
Конечно, это преувеличение. В Шувалово и Озерках художники составляют очень малый процент жителей и домики их находятся не вместе, аразбросаны по двум поселкам, подчас довольно далеко друг от друга. Одним из первых здешних «поселенцев» стал Дмитрий Каминкер, ныне признанный глава «озерной школы», один из наиболее значительных скульпторов Петербурга, признанный и в России и за рубежом. В произведениях Каминкера привлекает оригинальная трактовка сюжета, яркое образное мышление и предельно лаконичная, порой необычная пластическая выразительность. Скульптор стремится показать подмеченное вжизни с неожиданной. Часто парадоксальной стороны. Используя простые иясные формы, ему удается воплотить в незначительном на первый взгляд сюжете, философские представления о добре и зле, жизни и смерти, насилии и свободе. И помогает ему в этом обращение к мифам. В его произведениях мифы разных исторических эпох причудливо соединяются с современностью. Его египетская серия — это как бы проекция эпохи фараонов на наше недавнее прошлое. Такое вот «общество советско-древнеегипетской дружбы» (так называлась выставка Каминкера в Америке). Одним из любимых персонажей скульптора можно назвать древнеегипетского бога Анубиса. Превращенный в «Суку» (или в «Суку с фонарем») в течении многих лет онмногократно варьируется в различных материалах. В работах мастера нашли отражение и советские мифы. На пример, Феликс Дзержинский в одежде Дон Кихота или «Павлик Морозов, повторяющий подвиг Николая Гастелло». Во многих деревянных композициях Каминкера значительную роль играют реальные бытовые детали: дверные ручки, задвижки, болты, вьюшки… Старые поржавевшие, они хранят теплоту многолетних человеческих прикосновений и придают произведениям скульптора метафорический смысл. И здесь мы тоже видим как бы маленький убогий домик с реальной задвижкой, которую можнооткрыть и ручкой, за которую можно потянуть дверь. Он же — крутая горка. На вершине мальчик- самолетик, распластавшийся на санках, готовый слететь вниз. Убогое, счастливое советское детство с мечтой о подвигах. Но куда они завели бедного Павлика Морозова? Впрочем, вызывая у зрителя различные ассоциации, скульптор не навязывает их. Уже более 8 лет скульптор периодически возвращается к работе надциклом «Античный миф в русской деревне» Осовременивая античных богов и героев, социально их маркируя, вкрапливая сегодняшние реалии в контекствечности, Каминкер создает своеобразный симбиоз современности и мира Древней Эллады, некий биомеханический бестиарий, в котором мы легкоузнаем до боли знакомые приметы нашего прошлого и настоящего.» — писала искусствовед Е. Василевская. По словам скульптора русская деревня, своего рода Атлантида, которая с годами исчезает разрушаясь под снегом. В античных мифах — вечные темы. А Россия когда-то считала себя правоприемницей Византии, а значит и преобразованной античности. Не только ведь греческие сирены превратились в русской мифологии в птицу Сирин. И Одиссей и Пенелопа и Антигона в обобщенных огрубленных деревянных формах скульптур Каминкера становятся полноправными героями «русской деревни». Неожиданно трактован скульптором миф о похищении Европы. Современная девица, лихо ведущая мотоцикл, вдруг приобретаетархаические черты. а ее машина становится подобием покорного мотобыка. Уже в течении ряда лет Каминкер работает в Дании в составеинтернациональной группы КруКаКо (Круль-Каминкер-Калибаба) над у задачей соединить современное безликое здание Культурного центра с многочисленной скульптурой, прообразами которой стали мифы разных народов.
Каминкер свободно варьирует темы для своих произведений (среди его работ можно встретить даже танцующего бога Шиву с телефонамив руках в многочисленных руках), использует различные материалы: дерево, бронза, шамот, камень.
Комментарии
Мифы «деревни художников»
Добрый день! Меня зовут Ольга, в этом году я заканчиваю искусствоведческий факультет Университета. Тема моего дипломного проекта: Современная городская скульптура Санкт-Петербурга. Опыт 1990-2004 гг. О Дмитрии Каминкере мне рассказал знакомый, который участвовал в открытии в мае прошлого года скульптурной композиции в Озерках работы Дмитрия Каминкера под названием Каменный Гребец. Меня тогда только-только стала интересовать скульптура... Потом были удивительные поездки по любимому городу с фотоаппаратом и поиск скульптур. Для творческого человека нет ничего прекраснее новых неизвестных вещей и объектов, их интерпретация и понимание. Конечно, это было счастье! Спасибо Вам за статью, диплом уже почти закончен, и работы Каминкера занимают там одно из важных мест. Оказывается, в нашем городе ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО НОВЫХ СКУЛЬПТУР. Диплом получился более чем на 100 страниц, и еще больше - фото. Удачи Вам! Всего самого светлого. С уважением, Ольга
Добавить комментарий