Культура и образование в условиях реформирования общества

[14]

Культуру обычно не называют в числе глобальных проблем, хотя она не менее общезначима, важна, чем, скажем, необходимость сохранения мира, среды обитания человека — экологии, решение продовольственной проблемы и др. Если можно так выразится, культура — это гуманитарная составляющая всех глобальных проблем.

Известно, что взаимодействие и взаимоуважение народов, расширение и углубление их взаимопонимания происходило и происходит прежде всего через культуру. К сожалению, недалекой истории народов России и Кыргызстана был период, когда они оказались втянутыми в «болото» сепаратизма, «разводилась», но каждый в душе сохранял лучшее, что было между ними. Внутреннее, невидимое на поверхности единство, тяготение душ и сердец сохранялось, ибо сепаратизм, кажущееся взаимоотталкивание были лишь пеной.

Самоизоляция всегда была губительной для культур и народов. Эта мысль актуальна особенно сегодня, когда происходит процесс возрождения национального, предполагающее не изоляцию, а его обогащение «соками» инонациональных культур. Эта глобальная закономерность «реализуется» не столько словами, а прежде всего конкретными действиями, конкретными личностями. Гете стал известен другим народам благодаря переводу. Его талант помог [15] раскрыться другому яркому таланту. Пример тому — исполнение Б. Минжылкиевым партии Фауста, которая, как и многое, созданное уникальным талантом певца под благотворным воздействием русской культуры, вошло в золотой фонд не только кыргызской, но и мировой культуры. Ибо настоящий талант, каким, безусловно, является Б. Минжылкиев, всегда выходит за национальные рамки, становится сплавом, квинтэссенцией взаимовлияния разных культур.

На большом пространстве Восток–Запад встречаются два гения — Гете и Абай, хотя последний родился 100 лет спустя после Гете. Абай переводил Гете и был убежден: немецкий поэт не чужероден ему, а один из животворных источников познания другой культуры.

Интереснейшая встреча в посольстве России с творческой интеллигенций нашей страны всколыхнула во мне чувства, временно загнанные в глубь души, родила мысли, которые и подвигли взяться за эту статью. Не в обиду бывшим послам России все же хочется заметить, что господин Е.А. Шмагин прибыл к нам не только вовремя. Как философ хочу подчеркнуть, что социальные закономерности — это итог деятельности людей. После недолгого «разъединения» культур и душ наступило прозрение, что россияне и кыргызстанцы обречены жить в мире и согласии, взаимопонимая друг друга прежде всего через культуру. И посол России становится послом-объединителем: это очень ярко, знаково выражено в его деятельности в нашей стране.

Об усилиях посольства России в этом направлении можно писать много. Но я ограничусь лишь кратким перечислением того, что известно мне. Это прежде всего долгожданная встреча выпускников российских вузов, многочисленные мероприятия в преддверии Дня России и в ходе его празднования и, наконец, одно из недавних — встреча работников посольства с творческой интеллигенцией Кыргызстана.

Эта встреча без преувеличения была встречей-откровением, встречей-«разгерметизацией» душ. Здесь звучали искренние, идущие из глубин сердец чувства признательности великой русской культуре, ностальгия по плодотворному сотворчеству в недалеком прошлом, грусть и сожаление по сузившемуся пространству межкультурного общения, о редких личных контактах и, конечно же, о необходимости преодоления нежелательного профессионального «суверенитета».

И все же надо признать, что при всех упомянутых негативных реалиях функционирование русского языка и культуры в Кыргызстане — это особый, на наш взгляд, счастливый случай в судьбе языка и культуры. И здесь невозможно не подчеркнуть роль взвешенной политики нашего Президента А.А. Акаева — [16] интернационалиста, человека, впитавшего в себя благотворные соки русской культуры.

Политика России, в том числе и в области культуры, в отношении бывших республик, которую проводит Посольство Российской Федерации радует нас, кыргызстанцев, и вселяет надежду на возрождение белых связей во благо и кыргызстанцев, и россиян. Деятельность посольства России по сближению и укреплению российско-киргизских отношений вселяет надежду и уверенность и у этнических россиян, живущих в Кыргызстане. И все это, без преувеличения, большая политическая и социальная ценность.

Мы «переболели» острым периодом суверенизации. Ныне у нас еще сохраняются остаточные явления. И как хороший доктор, господин посол сегодня делает многое, чтобы в наших отношениях преодолеть остаточные явления сепаратизма и утвердить дух сближения на путях развития национального и укрепления межкультурных связей.

Современная культура народов Центральной Азии имеет ярко выраженную тенденцию к продолжению и развитию традиций взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Ибо по своей природе культура не имеет границ. И это один из путей преодоления кризиса, в том числе и духовного, охватившего страны Центральной Азии в результате разобщения национальных культур.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что между народами региона возводятся все более непроницаемые границы и таможенные барьеры, тормозящие процессы культурного обмена. Происходит искусственный передел культурного наследия народов Центральной Азии. Решить проблему разобщенности возможно только путем воссоздания единого культурного пространства.

В этом свете становятся небезосновательными действия антиглобалистов, ратующих за сохранение специфики культур народов. Но при этом объединяющим моментом должна оставаться приверженность к общемировым духовным ценностям и принципам. Мы — представители старшего поколения освоили положение о том, что изменения в обществе начинаются с подвижек в недрах производства. При этом «забывали» о человеке — винтике системы, о том, что и новое, и разброд и шатания в обществе зарождаются первоначально в головах и душах людей.

Молодежь, ее часть студенчество — наиболее адаптивная часть нашего населения. Американский социолог О. Тоффлер заметил, что «перемены составляют само существо жизни, а жизнь есть постоянная адаптация…» 1. И студенчество наше, как никакой [17] другой слой общества, адаптировалось к экономическим и социальным условиям нашего бытия. Большая его часть сегодня сочетает учебу с работой, так, как стипендия не является полноценным средством для существования. Она не обеспечивает даже полуголодный минимум, не говоря уже о необходимости удовлетворять другие потребности. А контрактники должны еще оплачивать обучение.

На одном из экзаменов студентка, не утруждавшая себя посещением лекций, претендовала на «отлично». На вопрос экзаменатора «Кто читает вам лекции?», называет фамилию лектора, не подозревая, что перед ней сидит он сам. Стремясь «доказать», что посещала лекции, она описывала лектора в весьма радужных красках, разумеется, в силу возможностей своего воображения.

Наиболее прибыльно сочетающие учебу с работой — это студенты, работающие в многочисленных дорогих увеселительных заведениях (в ресторанах, казино, ночных клубах). Здесь грызущие гранит науки ребята зарабатывают вдвое больше, чем обучающий их уму-разуму профессор. Но есть и отдельная категория обеспеченного студенчества — это богатенькие папенькины сынки и дочки, никогда не зарабатывавшие ни рубля собственным трудом. Подобные перекосы в высшем образовании привели к его обесценению. Одно из доказательств тому — невостребованность дипломов, которые годами пылятся в сейфах вузов.

Особый разговор — настроение нашего студенчества. Как известно, настроение вбирает в себя различные проявления состояния человека, выражается в эмоциях, умонастроении, ценностных ориентациях и установках. Социальное настроение может быть более-менее устоявшемся или моментным, ситуационным. Настроение нашего студенчества формируется под влиянием политических, экономических, социальных условий и среды. Наибольшую озабоченность студенты проявляют в связи с материальными, финансовыми трудностями, невозможностью устроиться на хорошо оплачиваемую работу, неуверенностью в завтрашнем дне. В целом их социальное настроение во многом определяется нежеланием примириться с открыто признаваемым социальным и имущественным неравенством, которое прибрело гипертрофированные формы.

Достаточно красноречивы результаты опроса студентов одного из ведущих вузов в г. Бишкеке. Было опрошено 200 человек. На вопрос о ценностных ориентациях и жизненной позиции студенты отвечали так: 99%, то есть практически все, стремятся быстрее закончить вуз, получить хороший диплом и найти высокооплачиваемую работу. Для большинства ответов характерно [18] стремление к внешнему авторитету, как сейчас принято говорить, иметь «крышу», большое желание самоутвердиться, быть на плаву, но не благодаря своим усилиям и способностям, а за счет родства, удачной женитьбы, авторитета старших, землячества. О честной и верной службе государству, народу высказались единицы опрошенных.

Сегодня их заботит материальная сторона жизни, которая, по их мнению, есть основа уважения, привлекательности и успеха. На следующий вопрос: «Допустим, вы все это имеете. А что дальше?» Следует ответ: «Жизнь — это борьба, где побеждает сильнейший». Большинство видят свое будущее за пределами республики.

Конечно же, абсолютизировать эти 200 ответов не следует. Вместе с тем, тенденция все же прослеживается. И это должно нас, педагогов, воспитателей озадачить. Эта тенденция нацеливает нас на вполне определенные акценты в учебной и воспитательной работе.

Интересна ориентация наших студентов и в области культуры. Многие стремятся попасть на Запад, ориентируются на западную культуру. Формированию прозападных ценностях ориентаций в немалой степени способствуют и СМИ. По телевидению и через газеты мы чаще знакомимся с презентациями, врученьями Оскаров, показами мод от Кардена и Бурды, парфюмерии от Диор. Конечно, все это тоже расширяет наши ценностные ориентации. Однако здесь следует учесть ряд моментов: не все западное подходит нам, соответствует нашему менталитету. И вместе с тем, мы очень мало пропагандируем, показываем свое. На сегодняшний день у студенчества основными источниками информации являются телевидение и интернет. А именно по этим двум источникам дается крайне мало информации о Кыргызстане, его перспективах и будущем. Отсюда и однобокое формирование ориентаций.

У студенчества и в целом у молодежи сегодня идеалом преуспевающего человека, (сейчас это слово очень модное), является олигарх. Известный тележурналист недавно закрытого канала ТВС Виктор Шендерович дал, на наш взгляд, очень точное определение понятия «олигарх». Он сказал, что олигарх и интеллигентность, честность, порядочность — понятия несовместимые.

Бишкекский гуманитарный университет в 2000 году провел социологический срез среди 500 человек из 7 областей и 12 городов республики. Около 40% из них — учащиеся средних, средне — специальных и высших учебных заведений. Результаты исследования показали, что в условиях рыночных отношений [19] значительно изменились ценностные ориентации молодежи в сфере трудовой деятельности. Примерно 60,6% опрошенных предпочитают и намерены проявить себя в таких новых видах трудовой деятельности, как коммерция, торговля (15,2%), малый бизнес (20,2%), сфера услуг (10,6%), туризм (15,6) реклама (2,2%). Все они намерены работать только в сфере услуг и в бизнесе. Острую тревогу вызывает нежелание молодежи трудиться в сельском хозяйстве. Из 294 опрошенных представителей сельской молодежи всего лишь трое (1%) намерены связать свою судьбу с селом. Если не предпринять срочные меры по развитию сельскохозяйственного производства и восстановлению всей инфраструктуры села, массовый отток молодежи в город с еще большей силой может продолжиться 2. В установках и ценностной ориентации студенчества все большее значение приобретает фактор богатства, хотя в структуре ценностей он занимает второе место. На первом месте — хорошо оплачиваемая работа и на последнем — кланово — родственная принадлежность.

К сказанному следует добавить, что постепенно сужается пространство и значимость традиционных ценностей. В среде студенчества все больше распространяются современные ценности, такие, как независимость, прагматичность, инициативность, свобода, что само по себе — веление времени и как таковое можно оценить как положительное явление. И потому ценностные ориентации нашего студенчества вселяют надежду: многие хотят проявить себя в новых видах трудовой деятельности. Однако их стремление, к сожалению, не связано с производством, а больше со сферой услуг и торговлей. И в этом студенчество не виновато: общество поставило его в такую ситуацию, когда закрыты предприятия, а функционирующие работают в неполную силу из-за отсутствия заказов и потребителя, средств на приобретение сырья и оборудования. Не желая оказаться безработным, дипломированный специалист уходит из сферы высококвалифицированного, но низкооплачиваемого труда в промышленности и науке в торговлю и сферу услуг.

Сказанное не прошло бесследно для умонастроения молодежи: произошло смещение ценностных ориентиров в нежелательном направлении для развития и профессиональных, и личностных качеств. Более того, у молодых людей сегодня отсутствует преимущественная ориентация на работу. У некоторой части нашего студенчества гораздо более заполненными являются другие «поля ценностей»: материальный достаток, встречи с друзьями, родственниками, развлечения.
[20]

Вышеизложенное внешне как бы не вселяет оптимизма, если к тому же оценивать это с позиций прежних (советских) стереотипов. Дело в том, что переходный период в любом обществе «отягощен» нетрадиционными действиями и подходами, сужением сферы морали, должного.

В целом перемены в среде студенчества должны вселять в нас уверенность в том, что наше новое, растущее поколение идет в ногу с реформирующимся обществом. И у Кыргызстана, основным богатством которого являются образованные кадры, есть хорошее будущее. При этом не следует забывать о и серьезных проблемах, которые предстоит решать в обществе, в частности в сфере образования и культуры, памятуя о мудром постулате из китайской философии: основным признаком зрелой личности является способность нести ответственность за весь мир.

На сегодняшний день Министерством образования и культуры Кыргызской Республики широко внедряется компьютерное тестирование при проверке знаний студентов по принципу TOEFL, значит, сведены к минимуму человеческий фактор и коррупция. Кроме того, Министерство образования внедряет единый республиканский выпускной экзамен, при котором тесты распространяются по республике в течение нескольких часов перед экзаменом. Это значит, что экзаменующиеся имеют равные шансы, и степень справедливой оценки знаний возрастает.

В свете решений задач, стоящих перед нашим высшим образованием, большое значение имеет визит в Кыргызстан министра высшего образования России В.М. Филиппова. Одним из итогов этого визита стало решение о выделении нашей республике 125-ти мест в аспирантуру, докторантуру и на стажировку в вузы России на льготных для нас условиях (стипендии, общежития и др.).

Примечания
  • [1] Тоффлер О. Столкновение с будущим. — М., 1992.
  • [2] См: Болджурова И.С. Ценностные ориентации молодежи в транзитных условиях // Проблемы и перспективы общества в XXI веке. — Бишкек, 2001.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий