Виртуальная реальность и информационное общество

Человеческое общество превращается в информационное. Объем работ, анализирующих особенности нового общественного устройства, достиг внушительных размеров и продолжает интенсивно расти. Множество прогнозов сходится на том, что реальное начало информационного общества состоится уже в 90-х годах ХХ столетия.

До недавнего времени в России (СССР) развитие компьютерной базы проходило достаточно успешно, но в качестве сугубо «индустриального» дела: человеческий фактор не учитывался, и переход к массовой информатизации практически не был начат. По этим причинам в 90-е годы Россия переживает в области компьютерных и информационных технологий, а также в тесно связанной с ними области технологий управления (в том числе «людскими делами») настоящее нашествие. Происходит столь быстрая смена соответствующих машинерии и технологий на все более совершенные, что психологические напряжения человека и общества, пропасть между поколениями не успевает зарастать отношениями. Превращение российского общества в информационное — необходимое и достаточное условие завершения информационной революции.

Природные процессы становятся информационными для субъекта, который способен осуществить управление ими в той мере, в которой развито его понимание их. Субъект, осознавая совокупность природных процессов в определенном смысле, понимает ее как специфическую, данную ему среду, природу — как реальность. Развитие понимания и технического овладения природой привело к необходимости выделения отдельного понятия. Понятие это получило название «виртуальная реальность».

Определение «виртуальная» имеет глубокие исторические корни. Древнеримская мысль развивалась в условиях, когда о мире «все было сказано» древними греками. Цицерон, Плутарх и другие латиноязычные мыслители в своих суждениях активно использовали понятие virtus в качестве субстанциального. Исторически виртуальное стало использоваться для обозначения фактически существующего, первичного, еще не имеющего имени начала какого-либо процесса природы.

В механике виртуальными называют бесконечно малые перемещения точек механической системы около положения равновесия, такие, которые не нарушают наложенные на систему связи, не изменяют энергию системы. Колебания Земли, например, около линии движения ее вокруг Солнца не вызывают схода ее с орбиты.

В физике утвердилась новая концепция вакуума, согласно которой он есть физическая среда, реализующаяся всеми возможными в природе частицами, время жизни которых минимально возможное для природных феноменов. Такие частицы получили название виртуальных. Мир на уровне вакуума как бы «дышит» виртуальными частицами, непрерывно излучая и поглощая их. Относительно этих частиц теряют смысл и время, и пространство, теряет смысл и история. Таким образом, виртуальная реальность находится везде, проникает всюду, является началом всего и всякого. Она есть материя в своей субстанции. При определенных условиях виртуальная частица может превратится в долгоживущую, т.е. изменить систему.

С развитием компьютерных технологий реальность, которую создает функционирующая программа, стали также называть виртуальной. С развитием мировых компьютерных сетей виртуальная реальность, как мир, создаваемый множеством одновременно работающих программ, стала приобретать всемирный характер. Виртуальная реальность утверждается порядком вещей как нечто целостное, как жизнь, как субъект, как субстанция новой, «третьей», природы. И человек уже наделил ее минимальной самостоятельной формой жизни, по выражению С. Хокинга — единственной, созданной человеком по собственному образу и подобию и предназначенную для разрушения, — компьютерным вирусом. В результате тандем вирус-антивирус уже служит катализатором развития компьютерных технологий. Посредством мышления человек может влиять на изменения организма, посредством виртуальной реальности — на изменения «первой» и «второй» природы.

Проектировщики уже не гарантируют полную предсказуемость результатов работы создаваемой ими элементарной базы компьютера, а в обозримом будущем носителями информации в компьютерных системах станут элементарные частицы, что, очевидно, до предела увеличит неопределенность реакций виртуальной реальности на воздействие. Фундаментальная дискретность реального мира, его неопределенность, непредсказуемость, стохастичность эквивалентны дискретности и нечеткости, неоднозначности виртуальной реальности. Стохастичность реального мира служит, с одной стороны, средством реализации его многообразия, а с другой стороны — полем для проявления свободной воли разумного существа. Именно многовариантность поведения виртуальной реальности способна обеспечить ее адаптируемость и способность к самоорганизации. При этом, без проявления этих свойств станет невозможной реализация самой концепции виртуальной реальности — одного из высших проявлений творческого начала человека.

Со становлением виртуальной реальности многократно возрастает угроза существованию человечества: компьютеры управляют ядерными электростанциями, наведением боеголовок, суггестивным обучением, и возможность влиять на это управление только вирусами очевидна. Понимание такого рода ситуаций делает необходимостью переход изучения компьютера и виртуальной реальности из преимущественно гносеологической плоскости в онтологический и этический планы, рассмотрение соответствующих проблем с философских позиций.

Казалось бы, зло исходит от компьютера, но при внимательном рассмотрении проблемы обнаруживается, что концепция компьютерного видения мира складывалась на протяжении всей истории человечества, являясь ядром поисков, размышлений человека о мире, основой его надежд и основной целью на пути к свободе, благу.

Логично соотнести первый импульс к практическому воплощению этой концепции к моменту осознания полезности первых одомашненных животных и растений, освободивших человека от некоторых форм труда. В добиблейских мифах боги создают человека для освобождения себя от «труда на полях». В Библии Бог, создав человека, стал искать ему помощника «подобного ему», но не нашел.

Открытие Платоном сверхчувственной реальности резко увеличило гносеологическую мощь разума. Дальнейшее развитие мышления шло по пути тотального отрицания сверхъестественного. Человек при этом самоутверждался в качестве существа творящего. Эволюция духа привела в ХХ в. к цепной реакции порождения все более совершенных и номенклатурно разнообразных предметов второй природы. Открытие Н. Винером возможности технической реализации единства разнообразных природных процессов и управления ими дало возможность создать первый компьютер. Едва осуществив успешный опыт в создании «помощника», человек в чрезвычайно малое (виртуальное!) время превратил компьютер в высокосовершенную, миниатюрную и разнообразную машинерию.

Компьютерные технологии, а также мощь создаваемой посредством компьютера виртуальной реальности позволяют утверждать, что переход к информационному обществу сопоставим лишь с изменением общества, вызванного овладением огнем.

Человеку становится под силу не просто перестраивать окружающий мир, но и создавать собственную Вселенную, повинующуюся продиктованным им самим законам — виртуальную реальность, творение его ума и фантазии. Наряду с анализом и синтезом, все большую роль приобретает интуиция, вдохновение, неформальные методы решения некорректно поставленных задач.

Создаваемая программистом виртуальная реальность — уже не просто отражение (модель) окружающего мира, это в некоторой степени самовоспроизводящаяся система, придерживающаяся в процессе своего развития заданных закономерностей, но строящая свою «жизнь» в соответствии с получаемыми сведениями. Такие сведения могут поступать не только от человека, но и от окружающей функционирующую программу среды (от объектов «первой» и «второй» природы).

Принципиальное отличие виртуальной реальности от прочих творений рук человеческих состоит в произвольном выборе фундаментальных закономерностей ее существования и развития. Неоднократно отмечалось, что программирование по своей природе есть ремесло; зачатки какой-либо науки начинают проявляться много позже. Если электроника имеет свое начало в науках, то начало программирования если и можно обнаружить, то только в «отцовском начале» наук, в древнейшей из наук — поэзии, единственной, которой свойственны и аналитический, и интуитивный методы, и откровение.

Массовая информатизация, развитие виртуальной реальности — процессы необратимые. Поэтому обращение отечественной философии к соответствующей проблематике — назревашая необходимость. Новое общество вызовет к жизни столь же нового человека. Если онтологический характер виртуальной реальности достаточно очевиден, то этическая проблематика ждет своих творцов и интерпретаторов.

Похожие тексты: 

Комментарии

Виртуальная реальность и информационное общество

Аватар пользователя Александр
Александр
вторник, 18.04.2017 20:04

Технологии развития виртуальной реальности ведут к переходу человечества в "лучевое состояние", как это предвидел ещё К.Э. Циолковский. Люди станут как боги, будут создавать свои миры и жить в них.Но при капитализме переход в информационный мир (мир знаний, ноосферу) будет сопровождаться войнами
в информационном пространстве, попытками уничтожить всё человечество, ради всевластия одного, ради себя, любимого.

Добавить комментарий