Кризис, охвативший российское общество, представляет собой многогранное явление, охватившее или оказавшее воздействие на все сферы жизнедеятельности социума (политическую, экономическую, духовную и т.п.). Данные области межличностных и межгрупповых отношений находятся в тесном взаимодействии. Однако, следует учитывать, что масштабный характер кризисных явлений проявился вследствие социально-политических трансформаций, [192] которые повлекли за собой изменения экономической составляющей во внутренней политике государства, а затем дали толчок регрессу в духовной сфере.
Сегодня мы являемся свидетелями инновационных политических решений (которые затрагивают, в большей степени, региональный уровень государственной политики). В связи с этим, представляется целесообразным исследовать, следует ли рассматривать данные политические мероприятия в качестве новой парадигмы государственного мышления, призванной внести коррективы в сферы экономической и культурной (духовной) организации общества?
Первые президентские инициативы были предприняты в направлении реорганизации административно-территориальной структуры российского государства и касались пересмотра порядка назначения и объема полномочий полномочных представителей президента Российской Федерации. В данном контексте предусматривалось создание новой региональной структуры, которая должна стать звеном в системе пространственной градации территории Российской Федерации.
В данной связи, ранее практиковавшееся дифференцированное рассмотрение субъектов Федерации, а также причин социально-политического и экономического подъема или кризиса на их территории, возможно дополнить исследованиями административно-территориальных комплексов, т.е. федеральных округов.
В настоящее время мы можем наблюдать, что депрессивные субъекты Федерации сосредоточены, главным образом, в трех федеральных округах: Северо-Кавказском, Дальневосточном и Уральском. Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Сибирский федеральные округа проявляют адаптивные функции и сохраняют относительную социально-политическую и экономическую стабильность в условиях системного кризиса, охватившего современное российское общество.
Это обстоятельство позволяет на уровне федеральных властей вырабатывать специфические программы выхода из кризиса. Подобного рода проекты целесообразно разрабатывать в рамках «Концепций совместного развития», которые будут базироваться на выявлении проблем крупных территорий в рамках единого государства и выработке оптимальной стратегии для их разрешения.
[193]
Целью данных концепций является максимально выгодное использование материальных и культурных ресурсов страны и ее регионов для преодоления кризиса и его последствий, для укрупнения престижа Российской Федерации в качестве одного из наиболее политически могущественных и экономически развитых государств мира.
Для достижения заявленного результата необходима постановка ряда задач, среди которых наибольшую значимость приобретают следующие:
- Содействие структурной перестройке неэффективных промышленных отраслей регионов с целью создания нескольких наиболее перспективных.
- Рациональное распределение средств между федеральным и региональным уровнями.
- Содействие регионам-реципиентам с целью их постепенного выравнивания до уровня регионов-доноров.
При реализации данных проектов следует принимать во внимание то обстоятельство, что декламируемые цели могут быть реализованы не столько посредством предоставления регионам трансфертной поддержки, субсидий или субвенций из средств федерального бюджета для пополнения бюджетов депрессивных субъектов Федерации и тем самым перераспределения средств в ущерб экономики регионов-доноров.
Основной акцент следует делать на создание зоны социально-политического и экономического благоприятствования на территории самих дотационных федеральных округов.
К мероприятиям подобного рода можно отнести:
- Ослабление налогового бремени на региональную экономику.
- Стимулирование инвестиционной привлекательности региона.
- Предоставление широкого спектра целевых кредитов, предназначенных предприятиям и организациям промышленного сектора, которые будут способствовать поддержке местных производителей, а также сохранению и/или созданию рабочих мест для жителей депрессивных районов.
Ослабление социально-политической и экономической кризогенности в стране позволит нормализовать моральную обстановку [194] в обществе, что окажет решающее воздействие на будущее российской государственности в силу важности человеческого фактора в обеспечении экономического развития и политической стабильности.
В современных концепциях регионального развития значительное внимание уделяется анализу причин возможных кризисных явлений, а также поиску путей их преодоления. Концептуальные построения позволяют осуществлять наиболее полное рассмотрение объекта изучения, а именно выявить особенности функционирования жизненно важных структур региона в условиях социально-политических и экономических кризисов. Необходимость выработки комплексных проектов вызвана тем обстоятельством, что кризисы носят, как правило системный характер, т.е. поражают не одну, а весь спектр жизнеобеспечивающих отраслей региона и регионального социума.
В настоящее время представленные ранее концепции нуждаются в синтезировании и дополнении, с этой целью требуется разработка междисциплинарного инструментария для анализа кризисных явлений. В связи с наличием на территории Российской Федерации регионов с относительно развитым социально-политическим и экономическим потенциалом и регионов-аутсайдеров, целесообразно проанализировать влияние кризисов на региональном уровне и тем самым способствовать их наиболее полному отражению в современных концепциях регионального развития.
Добавить комментарий