Специфика познания человека заключается в том, что он является единственным в мире существом, чья сущность и существование не совпадают друг с другом. Все остальные существа настолько обусловлены своим существованием, что не в состоянии дистанцироваться от самих себя, увидеть себя со стороны.
В соответствии с тезисом Аристотеля, познание исходит из глубинных основ человеческой природы, т.е. человек по природе является познающим существом.
Раскрытие исходного тезиса в исторической традиции мышления приняло вид трех антропологических парадигм: философской, теологической и природно-научной. В философской традиции человек определяется как наделенное разумом живое существо (animal rationale), т.е. существо, которое способно объективировать как самого себя, так и универсальные законы мира, превратить их в объект познания.
Стоики внесли понятие persona, которое является тем же индивидуализированным Ratio. В соответствии с этим концептом, сущностью человека является лицо, т.е. та роль (маска), которую он выполняет в универсальной закономерности. Человек одновременно познает свою роль и, вместе с тем, приводит себя в соответствие с этой ролью. Новым эпохальным моделированием этой традиции является основанная на геометрических принципах этика Спинозы,
[53]
а также субъект практического разума Канта, т.е. человек как автономная нравственная персона.
Но в самой философии появился антитезис этого тезиса и своеобразные тенденции, направленные «против течения» (Паскаль, Ницше, Киркегор и др.), которые, разделяя тезис о возможности человека дистанцироваться от самого себя, вместе с тем отрицали рациональную природу этого акта. Соответственно, основным объектом критики стало положение об автономности сознания. Вторую основную антропологическую традицию создала христианская теология, в соответствии с которой человек был создан по «образу и подобию Божьему».
Этот тезис основательно поколебал классическую веру в идею человека. В соответствии с Откровением, сущностью человека является личность, а не разум. Исходным тут оказывается его первообраз («подлинник»), Бог, который триедин и имеет личностную сущность. Соответственно, отношения между Богом и человеком, по словам Блаженного Августина, имеют личностный характер. Каждая отдельная личность является человеческой ипостасью Бога.
В соответствии с третьей, антропологической традицией, проявившейся после эпохи Возрождения, человек есть продукт эволюции природы, высокоорганизованная машина или животное.
Эта традиция прошла три эпохальные парадигмы в виде концепций Коперника, Дарвина и Фрейда. Соответственно, классический идеал человека претерпел троякую деструкцию — физическую, биологическую и психологическую.
Макс Шелер отмечал, что основной недостаток современной антропологии состоит в том, что между этими тремя традициями отсутствует коммуникация, потеряна объединяющая идея человека. Многие современные мыслители полагают, что основным признаком мышления в будущем станет тенденция сближения и слияния указанных антропологических традиций (1, 54).
Проявившаяся на рубеже тысячелетий новая тенденция находит свое выражение в сфере боиэтических проблем (эвтаназия, суицид, клонирование, трансплантация и др.). Для их полного исследования не существует достаточных ресурсов ни в теологии, ни в философии, ни в естественных науках.
[54]
Конечно, окончательно решить эту задачу невозможно. Сближение науки, философии и теологии никогда не достигнет их полного синтеза, поскольку это было бы равносильно достижению абсолютной истины, что, в свою очередь, означало бы преодоление несовершенной природы человека. Превращение человека в «сверхчеловека» было целью многих технических, спиритуальных и философских проектов, однако все они оказывались утопиями (2, 56).
Существенные результаты в построении «цельного знания» о человеке может дать новая интерпретация русской религиозной мысли ХIХ-ХХ веков. В соответствии с проектом Вл. Соловьева, «цельное знание» или, как он его называл, «свободная теософия», есть органическое единство трех сфер человеческой деятельности — науки, философии и теологии, единство трех видов знания: научного, умозрительного и мистического (3, 15). Для достижения внутреннего единства актуальной представляется cвязь традиции русской философской мысли с концепциями М. Хайдеггера и М. Шелера, а также с патристической традицией, т.е. с принципами христианской антропологии.
Литература
- Кассирер Э. Рассуждение о человеке. Тб., 1983.
- Гублин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.
- Религия, наука и философия в концепции «цельного знания» А.Ф. Лосева (монаха Андроника) // Сборник «Христианство и наука». М., 2003.
Добавить комментарий