Устойчивые нравственно-религиозные ориентиры в самосознании народа проявились в поведении русского человека. Поведение стало внешним знаком, отражающим глубинные нравственные ценности русской культуры. Принятие православия способствовало выработке новых правил жизнедеятельности человека. Религиозная система ценностей формировала дискурс-наставлений, который должен был влиять на общий план жизнедеятельности человека. Было создано большое количество произведений, в которых устанавливались каноны, следование которым должно было приблизить человека к идеалу. В наставлениях, поучениях, законах утверждались представления об общности судьбы и жизни народа, рождался идеал соборности. Русский человек был погружен в окружающий мир общины, которая способствовала кодированию его жизнедеятельности. С другой стороны, он — один на один с Богом. Главным показателем стремления к православному идеалу стало знание «своего места» в иерархическом делении общества, принятие установленных кодов. Нормы поведения регулировались посредством утверждения понятий «праведное — греховное». Греховное воспринималось как отход от Бога, что порождено тварной природой человека. «Грех есть то, что мешает возможности обновления и, следовательно, объяснения, то есть разумности». Борьба со своей тварной телесностью — борьба с греховной сущностью. Вся жизнь человека — это борьба греховности и праведности Но отклонения от праведного поведения в определенные моменты признавались необходимыми. Это было связано с бинарным восприятием окружающего пространства, где всегда существовали «греховные» и «святые» места. В процессе повседневной жизни человек попеременно оказывался, то в «чистых», то в «нечистых» местах ( церковь, дом, баня, лес, болото, дорога, перекресток — все они имели определенный знаковый характер). Человек, который правильно меняет свое поведение в зависимости от местонахождения, воспринимался истинным верующим.
Христианская мораль утверждала представление, что путь к праведности начинается с осознания своих грехов, которые должны быть пережиты. Раскаявшийся грешник воспринимался народно-православным мировоззрением как достигший величия и поклонения человек.
Для каждого определенного греха всегда существовали прощение и искупление. Русское покаяние состоит в добровольном принятии чувства греховности. Исповедь — это возможность вкусить ощущение будущего воскрешения. Исповедь возвращает в мир человека, посредством его преображения. Она представляет случай душевного очищения, выход за рамки реального мира и погружение, даже растворение в сакральном пространстве.
Праведное поведение оценивалось не только с точки зрения соответствия канонам, а больше с позиций представлений о абсолютном добре или зле, правде и справедливости. Только в русском культурном пространстве сложилась грань, которая разделила правду, истину и справедливость. Для русского человека найти правду — осознать, как надо жить, чтобы всем было хорошо. Только тогда исчезнут человеческие ошибки, нищие станут богатыми, не будет зла в мире. Правда, в представлениях русских людей связана с Душой, отражает ее чувства, а не рациональную мысль. Разумом правду невозможно понять. Она не всегда доступна человеку, т.к. она высока и связана с Богом («божья правда»).
Истина отражает справедливость, верность, действительность. У каждого человека она своя, в зависимости от его веры, его местоположении в окружающем культурном пространстве («злу человеку истина крива есть»).
Только сердце и душа воспринимались сосредоточием высшей жизни человека, только они могут определить границы между правдой, истиной и злом.
Вся мирская жизнь, в большинстве ее проявлений, воспринималась как греховная, человек обязан был противопоставить ей свой «подвиг» терпения, добра и прощения. Вера и праведный труд занимали центральное место в системе древнерусских ценностей. Физический труд воспринимался как один из способов достижения внутренней свободы.
Монастырские правила, дисциплина, покаяние способствовали формированию культурного пространства. Основываясь на представлениях о «святости» своей земли русские люди противопоставляли себя чужеземцам. Иерархия православного мира включала в себя святых, правителя, «мир». Человек чувствовал себя частью православного мира.
Вместе с жесткой религиозной регламентацией поведения, смирением и послушанием, в истории русской культуры можно встретить ярко выраженный протест против существующих норм. Бинарность русского мировоззрения находило свое выражение в двойственности поведения. Русский человек с большой легкостью духа преодолевал всякую нормированность жизни. «Россия — страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами. Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякой нормированной жизни». Привычка к подчинению старшим, подавлению индивидуального начала, растворимость личности в социокультурной группе с одной стороны и нерациональность траты своей энергии, с другой, легко приводила к асоциальным формам поведения (разбой, грабеж). Кроме этого, допетровская Русь знала бинарное противопоставление ритуального и вне ритуального пространства и поведения (жилой дом — церковь, красный угол — черный угол, парадные и жилые комнаты в доме боярина и т.д.). Поведение человека в русской культуре — вечный синтез сакрального и профанного. В процессе социализации индивид получал четкие представление о нормах и правилах поведения в различных местах и ситуациях. Всю свою сознательную жизни он стремился к соблюдению, полученных знаний. Со временем внешний контроль, осуществляемый со стороны старших за правильностью поведения переходил во внутреннюю потребность.
Добавить комментарий