В сфере межличностного общения одновременно существуют два способа восприятия событий, оценки поступков как своих, так и других людей, реакций на происходящее — первый из них основан на принципе автоматизма и, как правило, востребуется в привычных, типичных ситуациях, второй — проявляется в незнакомых, необычных ситуациях, требующих анализа и тщательного обдумывания.
Одним из инструментов, помогающих человеку ориентироваться в повседневно возникающих событиях, являются стереотипы. Т.к. в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, они имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию «экономии мышления», содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений.
Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации, ее «попадание» [10] или «непопадание» в жесткие, но определенные рамки стереотипа; помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, которые могут обойтись без специальной аналитической работы и не требуют особо ответственного индивидуального решения; позволяют усваивать и активно воспроизводить индивидом социальный опыт; служат оправданием действий конкретного человека благодаря ссылке на стереотипную модель поведения.
Кроме выше перечисленных функций, стереотип как элемент, задействованный в межличностном общении, способствует выполнению еще нескольких задач, а именно: созданию и сохранению положительного «Я-образа», защите групповых ценностей, когнитивной и межгрупповой дифференциации, объяснению и оправданию социальных отношений, сохранению и трансляции культурно-исторического опыта.
Моральные гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно должного и недолжного поведения мужчин и женщин, характерных для мужчин и женщин черт характера и моральных качеств, относительно представлений о необходимых добродетелях, различающихся в зависимости от пола человека и т.д.
Усвоение моральных гендерных стереотипов происходит в рамках моральной социализации и включает в себя усвоение устойчивых представлений о поведении в той или иной ситуации мужчин и женщин, устойчивых образов морального облика мужчин и женщин, а также моральных стереотипизированных норм.
В результате постепенного усвоения моральных гендерных стереотипов человек начинает ориентироваться в сфере отношений между полами, у него формируются устойчивые представления не только об образах мужчины и женщины (характерных моральных качествах и т.д.), но и о тех ролях, которые мужчина и женщина должны играть в обществе.
В каждом обществе существует различные роли мужчины и женщины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую. Эти социальные роли, определяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе.
Гендерные роли есть те задачи и сферы деятельности, которые общество закрепляет за каждым полом. Гендерные стереотипы и гендерные роли воздействуют друг на друга. Стереотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной, а ежедневное наблюдение за выполнением этих задач с стороны мужчины и женщины подтверждают действительное существование этих стереотипов.
Таким образом, постепенно у ребенка формируются устойчивые образы «настоящих» мужчин и женщин, в том числе и представления о том, как [11] мужчины и женщины должны вести себя в различных ситуациях, какими добродетелями обладать и т.д.
Коммуникационные процессы играют важную роль в формировании моральных гендерных стереотипов. Это, прежде всего, вербальная коммуникация с другими людьми, а также — непосредственный опыт с объектом установки, «невербальная коммуникация» и т.д.
Моральные гендерные стереотипы могут формироваться искусственным и естественным способом.
1) искусственный способ — через целенаправленную деятельность СМИ, любого рода пропаганды, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательных процессов;
2) естественный способ — в этом случае стереотип представляет собой аккумулированный разрозненный индивидуальный и групповой опыт, отражающий относительно общие, повторяющиеся в нем свойства и особенности явлений — это бессознательная культурно-коллективная переработка, которая предполагает существование надындивидуального уровня переработки информации, где процесс протекает в рамках культуры и по законам данной культуры, причем сам процесс индивидом часто не осознается. Этот процесс отражает определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания, выраженные как в виде научного знания, так и в виде житейских представлений. Иными словами, социокультурная среда является одной из ведущих детерминант социальных стереотипов.
Вследствие этого, те социокультурные данности, которые окружают ребенка с самого рождения и воспринимаются им как неизменные и единственно правильные, часто не изменяются и с течение жизни, ибо человек видит, что они подтверждаются в кажднодневной практике. Своим собственным детям в процессе воспитания он опять передает все те же социокультурные данности. Этот механизм обеспечивает устойчивость историческим эпохам, многие из которых насчитывают не одно столетие.
Современная ситуация интересна тем, что сейчас идет изменение многих существовавших до сих пор моральных гендерных стереотипов. Как понятно, моральные гендерные стереотипы в силу выполнения ими многих необходимых функций не могут полностью исчезнуть. Но многие существующие моральные гендерные стереотипы уже не отвечают изменившимся социально-культурным условиям ХХ века, прежде всего, претерпевшему изменения социально-правовому статусу женщин.
Как и формирование, изменения моральных гендерных стереотипов идут двумя способами — искусственным и естественным.
Огромную роль в искусственном способе изменения этого вида стереотипов играют СМИ. Благодаря развитию феминистских движений появляются несексистские словари, предпринимаются попытки создания рекламы, передач и т.д., в которых не находили бы отражение закрепле- [12] ние типичных образов мужчин и женщин (женщины-домохозяйки, мужчины-босса и т.д.). Также идет процесс переработки детских учебников, книг для чтения и т.д. Цель этих изменений — по возможности освободить сознание ребенка от давления устойчивых, во многом уже не отвечающих современной ситуации, представлений.
Выше названные процессы в свою очередь оказывают влияние и на сам процесс аккумуляции опыта, в котором находят свое отражение общие, повторяющиеся свойства и особенности явлений.
Так как личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими, то культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. Вследствие этого коммуникационные процессы оказывают решающее воздействие на формирование, функционирование и изменения моральных гендерных стереотипов.
Добавить комментарий