Среди огромного числа проблем, которые волнуют всех, настойчиво напоминая о себе и требуя незамедлительного решения, основополагающей становится проблема «будущего школы. Ведь ни экономические, ни политические, ни экологические задачи, не разрешатся без тех, кем и для кого они должны быть решены, — без людей, граждан, личностей, созидающих и сберегающих созданное. Более десяти лет назад 411 школа Петродворцового района, выбирая свое будущее, ставшее сегодня настоящим, обратилась к концепции культуротворческой школы, разработанной доктором философских наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Алисой Петровной Валицкой, нашим давним и добрым другом.
Годы напряженной творческой работы, плодотворный опыт взаимодействия между наукой и практикой, теорией и экспериментом позволили нам модифицировать культуротворческую образовательную модель к традиционной, в известной степени консервативной, классно-урочной системе. Ключевым для нас в концепции культуротворческой школы стало понятие интеграции, которое мы понимаем достаточно широко. На уровне педагогической цели интеграция означает для нас обеспечение процесса становления личности, способной к культурному творчеству и обладающей контекстуально-доказательным мышлением. На уровне содержания образования интеграция включает моделирование междисциплинарного проблемного поля, открывающего равные, но разнообразные возможности для освоения культурных горизонтов современного мира. На уровне образовательных технологий интеграция означает для нас педагогическое взаимодействие в диадах «учитель (ученик», «учитель — учитель», «учитель — администратор». И наконец, на уровне организационного и методического) сопровождения интеграция предполагает координацию векторов общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающей открытость образовательного поля школы в культурное пространство города, региона, страны. Такое многоуровневое понимание интеграции поставило нас перед проблемой: как меняется облик педагога в образовательном пространстве культуротворческой школы?
Попытка разрешения этой проблемы стала содержанием заявленной школой культурно-образовательной инициативы. С 1998 года ОУ №411 является федеральной экспериментальной площадкой, курируемой А.П. Валицкой. Мы отдаем себе отчет, что школа представляет собой единый культурный организм, для которого взаимосвязь и взаимообусловленность развития личности ученика и профессиональной компетентности учителя — аксиома сегодняшнего дня и предпосылка дня завтрашнего. Профессионализм и компетентность педагога 411 школы определяется высоким образовательным уровнем, из 97 членов коллектива 80 имеют высшее образование, 26 — высшую категорию, 37 ежегодно занимаются на различных курсах повышения квалификации и педагогических мастерских. С нами сотрудничают два академика, 6 кандидатов наук и 14 аспирантов СПбГУ и РГПУ им. Герцена.
Культуротворческая ориентация школы позволила включить в орбиту современного образования новые пласты культуры, различные стили художественного мышления, многообразие видов творческой деятельности, востребуемых в процессе освоения искусства. Эстетический вектор развития образовательного процесса в школе по-разному преломился в каждом детском коллективе в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Это позволило нам создать новые организационные структуры — своего рода внутришкольные экспериментальные площадки: классы-студии, классы-мастерские, классы-лаборатории. Даже такая «незыблемая» дидактическая единица как урок приобрела в образовательном пространстве нашей школы новые свойства. Мы апробировали форму урока-события, которая органично соединяет проблемно-деятельностный и культурно информационный методы трансляции знания.
Инновационные начинания нашей школы получили всероссийское признание: с 1996 по 2000 год мы становились лауреатами конкурса «школа года». Наш опыт взаимодействия с высшей школой в лице А.П. Валицкой доказывает, что союз теории и практики, науки и школы не только полезен и плодотворен, но и необходим
Добавить комментарий