Классицизм как культурная парадигма

В настоящее время в литературоведении мы обнаруживаем отход от систематических теоретических построений. Поэтому сегодня так важно попытаться восстановить доверие к комплексным исследованиям.

Литература классицизма развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности. Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят, полемизирует с неприемлемыми взглядами.

Литературное творчество в целом сохраняет упорядоченный, подчиненный сознанию характер, его предмет предстает ясным и расчлененным. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. Герой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.

Подобным пониманием законов художественного творчества классицизм осуществил гносеологический компромисс между авторитетом закона и авторской индивидуальностью, рациональной идеей и чувственным опытом. В поэтиках классицизма обсуждение вопросов искусства шло по аналогии с все возраставшей ролью естественных наук, в рамках которых сверхчувственное преобладало над эмпирикой факта. Классицизм возродил и утвердил античную и возрожденческую традицию «научной поэзии», согласно которой формально-логические категории дают связь словесным образам, скрепляя структуру поэтического мышления. Принцип дидактического редукционизма — сведение частностей любого вида чувственного опыта к общей интеллектуализированной схеме — лежит в фундаменте литературной доктрины классицизма. Литературная теория классицизма как своеобразная аналогия геометрии и метрики явилась посредницей между общими идеями и чувственными объектами в процессе художественной деятельности.

Внутри классицизма прошел еще один существеннейший процесс — процесс трансформирования сверхчувственных атрибутов средневековья в идеальные прообразы вполне земных явлений. Классицисты заменяют религиозную символику эстетизированными образами красоты и любви, но сохраняют иерархию земного и небесного в виде разделения на высокие и низкие объекты. Высокое сохраняет свою абсолютность, идеальность, вечность, а низкое осознается как отклонение от нормы, как уродливое искажение идеального. И в целом в рамках классицистического мышления был достигнут относительный компромисс между богословием и рассудочной философией деистической ориентации.

Читатель эпохи классицизма постепенно приобщается к античной поэзии, истории, которые наряду с философией, архитектурой стали противостоять библейским легендам, житиям.

Решительные сдвиги связаны с новыми принципами письменного слова. Оно теряет свой культовый характер, насыщается деловыми, бытовыми функциями. Акт чтения уже не составляет привилегию священнослужителей. Развитие книгопечатания, чрезвычайно интенсифицирующее механизм переписки и переиздания, способствовало разрыву тесной связи между автором и текстом, который уже напрямую не имеет отношения к стоящему за ним обряду. Светский характер книжного дела позволяет активизироваться индивидуальным авторским формам и начинаниям.

Особую роль приобретает в эпоху классицизма филология, находясь в центре гуманитарных наук. Поэты изучают не только древние тексты, но и обращаются к письменному языку правовых узаконений, философских размышлений, общественных деклараций, риторических трактатов; возникает совершенно новый тип писателя, светского интеллигента, отличающегося свободолюбивым и разносторонним характером своих духовных запросов и умонастроений. Литература классицизма реализует смысловые потенции образа в художественном слове, наступает эпоха профессионализации поэтов, художников, музыкантов.

Свое самостоятельное существование музыка закрепляет в звуке, живопись в краске и композиции. Особенно активно новые тенденции проявляются в архитектуре и скульптуре, так как они предельно последовательно соответствуют принципу зрелищности. Почти все виды искусства постепенно лишаются культовых функций, приобретают универсально светский характер.

Похожие тексты: 

Комментарии

Добавить комментарий