Сегодня в педагогике остро ставится вопрос: как формировать творческую активность ребенка в процессе развивающего обучения в начале ХХI века. По прогнозу Джеймса Боткина ведущим в этом плане в ХХI веке будет инновационное мышление, что по теории Гальперина соответствует 3-ему типу мышления — творческому.
Формирование творческой активности подростка — это ответ на вопрос: как учить. Еще Я. Коменский мудро заметил, что надо «учить с верным успехом, так, чтобы ни у учителя, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы».
Каждый педагог хорошо знает, что успех его педагогической деятельности зависит от умения учителя пробудить интерес школьников к своему предмету. Поэтому для меня как учителя словесности важнейшей задачей является сделать так, чтобы уроки русского языка и литературы стали для моих учеников «уроками радости», уроками «открытий» — «союзом волшебных звуков, чувств и дум».
Помня о том, что ребятам нелегко дается переход из начальной школы в среднюю, я провожу уроки в 5-6-х классах в различной игровой форме. Вместе с детьми мы путешествуем по огромному королевству «Лингвиния», останавливаясь в странах «Прилагандия», «Глаголия», знакомимся с коренными жителями острова «Фонетика», где постоянно соперничают между собой гласные и согласные, ребята так увлечены этим путешествием, что искренне огорчаются, когда приходится покидать ставший таким родным тот или иной грамматический островок. При этом процесс познания происходит легко и свободно, дети учатся играя, им не нужно запоминать трудные орфографические правила или писать скучные диктанты. Мои ученики сами инсценируют те или иные лингвистические сценки или придумывают различные грамматические сказки, составляют кроссворды или словарные диктанты на заданную тему.
Проводя уроки, обобщающие повторения, использую форму таких занимательных игр, как «Брэйн Ринг», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и другие. Вот где проявляется активность каждого ребенка. Все мы любим играть, так почему же не поиграть на уроке?
Что нам, педагогам, в сущности надо? Чтобы ребята учились. Ну а если иногда не учатся? Значит, надо подумать, что нужно им, чтобы учились! А им нужен искусно разыгранный, а не заигрывающий с ними урок, такой, чтобы он чем-то не напомнил обои в кабинете Манилова: не то серенькие, не то голубенькие, не то… Работая в школе почти 20 лет, вижу, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «аудитория». Это зрительный зал. Моя заветная мечта — парты сделать партером, чтобы урок литературы вырос из обычного «учебного средства» в урок искусства. Поэтому в 5-ом классе, начиная программу по литературе, я стараюсь проводить уроки в нетрадиционных формах, помня о том, что важнейшая моя задача — сформировать творчески активную личность, умеющую мыслить, анализировать, сопоставлять, выражать и аргументировано доказывать высказанную мысль. В этом плане очень интересен подбор произведений по литературе в учебнике для 5 класса под редакцией В.Г. Маранцмана. К примеру, читая басни «Ворона и лисица» Эзопа, Лафонтена и Крылова, мы углубляемся в их содержание, сравнивая между собой, анализируя язык каждого автора. А затем дети пишут басни сами:
На «уроках свободных мыслей» дети учатся говорить, не боятся высказываться, сказать что-то неверное. Говорящий — всегда мыслящий! Мои ученики говорят на уроках. При этом использую различные приемы, изгоняющие бессловесность с уроков словесности. Интересен тот, кто сомневается, т.к. он мыслит. Мальчик полгода высидел молчуном, вдруг с трудом выдавил 2-3 связные фразы, удивляясь самому себе. Вот где душа растет.
Как правило, в конце урока спрашиваю ребят: «Понравился ли сегодняшний урок? Что больше всего понравилось?» Самый строгий цензор — мой сын, он не пожалеет меня, а скажет честно: «Сегодня было скучно». Я очень боюсь этого. Значит, что-то я упустила. Горькая минута урока — пустые глаза учеников. Не «горят» детские глазенки — опустятся их руки, не раскроется их талант для учителя.
Словесники знают, что некоторые произведения детям нелегко читать самим, скучно, не понимают они их; а как каждому учителю хочется, чтобы ни одна повесть, ни одно стихотворение, ни один роман не прошел бесследно для ребенка. К примеру, в 5-ом классе мы изучаем сказочную повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Казалось бы, сказочка, чего там не прочесть. Да, прочесть можно, когда задает учитель. Прочесть и все — забыть, не пропустить через себя, не почувствовать силу гоголевского юмора. А мы начинаем разговор о Н.В. Гоголе с его удивительной жизни. Показываю детям портреты гоголевских персонажей — все громко смеются — и только затем рассказываю самое интересное о самом писателе, сопровождая свой рассказ фрагментами из кинофильмов, созданных по произведениям Н.В. Гоголя. Дети заинтересованы. Наконец, сама начинаю читать Гоголя, как меня учили когда-то в институте, обращая внимание детей на гоголевские интонации. Потом школьники сами разыгрывают сцены из повести «Ночь перед Рождеством», перевоплощаясь в образы Солохи, Вакулы, Оксаны. Так дети узнают мир героев Н.В. Гоголя, формируя свое представление о писателе. Теперь при упоминании его имени мои ученики сразу улыбаются, вспоминая сцены, прочитанные ими дома.
Конечно, уроки литературы в большей степени, чем какой-либо другой предмет, формируют личность, способную к самовыражению. Поэтому сегодня словеснику так необходимо владеть искусством общения. Общение — это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Оттого так много значит творческая индивидуальность, общая эрудиция, интуиция самого учителя, который с помощью своего великого оружия — слова — воздействует на ученика. И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика.
Иногда на наших уроках литературы стоит «творческий» шум, т.к. мы уже вышли на тот уровень, когда можем общаться без поднятых рук, а так, как нам удобно, когда нам хочется спорить и размышлять. Побывав в Александринском театре на спектакле «Недоросль», мы достаточно серьезно спорим о проблемах воспитания, поставленных Д.И. Фонвизиным и, в связи с этим, проблемах сегодняшних. Дискуссия была настолько захватывающей, что мы не заметили, как закончился урок. А когда ребята писали рецензию на спектакль и касались особенностей режиссуры, то многие из них вносили свои поправки в те или иные сценические образы, созданные режиссером спектакля.
Постепенно мои ученики пришли к мысли, что могут попробовать свои силы на сцене. Возникла идея постановки спектакля по произведениям русской классики. Помня о том, что в 1836 году была осуществлена первая постановка комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», мы решили поставить спектакль к 165-летию со дня 1-ой премьеры. Полгода ушло на составление сценария, репетиции, подготовку костюмов и декораций. Сколько было тревог и волнений перед премьерой — ведь зрителями в зале были педагоги, родители и, конечно, сверстники моих детей — учеников 8 класса. Конечно, сам спектакль — большое испытание для каждого из нас, участвующих в этом творческом процессе. Ведь мы должны мастерской игрой доказать, что имеем право на свое прочтение «Ревизора», что живы сегодня и Хлестаковы, и городничие, и другие герои произведений Н.В. Гоголя.
Приобщиться к миру классической литературы, способствующей развитию личности ребенка, помогают и наши встречи с актерами. Видя творческую личность, учась творческому отношению к урокам в школе, испытывая муки творчества в процессе самовыражения, ребенок не может не проявить свои способности, не может мыслить иначе, как творчески. Сама атмосфера, создавшаяся вокруг него, предполагает это.
Так было, когда мои восьмиклассники присутствовали на музыкально-литературной композиции в Александринском театре «Под голубыми небесами», посвященной творчеству А.С. Пушкина. Перед нами выступал квартет именитых музыкантов, исполнявших музыку к произведениям великого поэта, затем актеры читали стихи. Все слушали, затаив дыхание. В этот момент я обратила внимание на глаза детей, зачарованно следивших за происходящим; ребята словно сами являлись участниками события, о которых говорилось. Вокруг висели портреты великих русских актеров, принесших славу русскому искусству: В. Меркурьева, Н. Черкасова, Н. Симонова. В этой гостиной, при свечах, под звуки рояля, наши дети, слушая пушкинские строки, попадают в атмосферу 20-х — 30-х годов Х1Х века. Уверена, что после таких спектаклей дети становятся духовно богаче, и неудивительно, что они сами пытаются писать стихи, творить. В этом смысле хочется порадоваться за моих учеников — авторов нескольких сборников: «Двадцать девять волшебников» (сборник басен собственного сочинения), «Наш Пушкин» (сборник стихов, посвященных 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина), «…Волшебные места, где я живу душой…» (сборник собственных сочинений на основе впечатлений после посещения Пушкинских Гор).
Чего стоят хотя бы эти стихи, написанные 12-ти летним мальчиком, отчаянно влюбленным в свой город:
Да, наши дети талантливы, надо только увидеть в них этот талант. И помочь раскрыться. Вспомним, кто из нас не писал стихи в школе, не пел песни под гитару, сидя у костра, кто-то сочинял музыку, а сейчас — куда это ушло? Лишь единицы продолжают творить. Задумайтесь: почему? Почему со временем у многих уходит способность к творчеству?
Да потому, что нам не хватает времени на духовное общение, на общение с творческими людьми, нет времени размышлять, думать, потому что большинство из нас не влюблены (удивило это слово?), не влюблены в свое дело, в своих детей, многих из нас не переполняют чувства радости, счастья, поэтому и стихи у нас не получаются такие, как раньше. Так давайте радоваться творческим успехам наших детей. А если ребенок идет со своим произведением к нам, значит не зря нас зовут: учитель.
Добавить комментарий