Как обстоит дело с нравственностью сегодня? Изменились ли нравы к худшему? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Если спросить историков о том, изменились ли нравственные устои людей, то некоторые из них ответили бы, что трудно сравнивать нравы людей разных эпох. Историки аргументируют это тем, что каждый период следует рассматривать в его собственном контексте.
Рассмотрим, например, рост преступности с XVI в. до наших дней. 400 лет назад убийства не были чем-то особенным. Люди часто вершили самосуд, и кровная вражда была обычным явлением. Однако историки Арне Яррик и Йохан Сёдерберг пишут в книге «Человеческое достоинство и власть», что в некоторых местах период 1600–1850 гг. «отличался повышением уровня культуры жизни в обществе». Люди стали больше принимать во внимание потребности других, стали более чуткими. Другие историки говорят, что в XVI в. было намного меньше воровства и преступлений против собственности, чем сегодня. Шайки воров, особенно в деревнях, встречались редко.
Оглянувшись на прошлое, скорее всего мы увидим, что на протяжении всей истории что-то было лучше, а что-то — хуже. Но даже учитывая это, нельзя не согласиться с тем, что с начала ХХ в. происходят очень серьезные, ни на что не похожие события. Тем самым ХХ век стал поворотным в истории. Историки А. Яррик и Й. Сёдерберг замечают: «В 1930-х годах число преднамеренных и неумышленных убийств снова стало увеличиваться, и, к сожалению, эта тенденция не ослабевает уже более половины столетия». Согласно высказываниям многих исследователей, нравы молодежи кон. ХХ — нач. ХХI вв. значительно изменились к худшему.
В одном философском эссе о нравственности говорится: «Ясно видно, что взгляд общества на секс и на то, что допустимо с точки зрения этики, значительно изменился за последние 30–40 лет. Раньше правилами четко определялись нормы поведения, в современном же обществе господствуют более свободные и индивидуалистичные взгляды». [124] Это означает, что большинство людей сегодня сами определяют свое отношение к вопросам, связанным с сексуальным поведением и другими аспектами морали. В качестве подтверждения в эссе приводятся цифры, показывающие, что в 1960 г. только 5,3 процента всех детей в Соединенных Штатах были незаконнорожденными, а в 1990 г. это число составляло уже 28 процентов. На сегодняшний день этот процент гораздо выше. Сенатор США Дж. Либерман считал, что мы живем во время «вакуума нравственных ценностей, когда традиционные представления о добре и зле постепенно стираются». Согласно словам Дж. Либермана, этот феномен «назревал в течение жизни почти двух поколений».
Что говорят историки и другие аналитики о причинах таких значительных изменений в ХХ в.? «Одним из самых важных изменений в обществе за последние два столетия следует считать секуляризацию», — читаем мы в книге «Человеческое достоинство и власть». Секуляризация означает, что «людям предоставляется возможность самим определять свою точку зрения по разным вопросам. Эта идея берет начало у философов-просветителей XVIII века, которые были первыми, кто отказался считать Библию единственным источником истины». Следовательно, люди уже не ищут в религии руководства по вопросам морали так, как делали это в прошлом. Но почему концепция, сформулированная в XVIII в., укоренилась лишь через 200 с лишним лет? «Эти идеи нелегко прививались в обществе, — говорится в вышеуказанной книге. — Движение в сторону секуляризации нарастало постепенно».
Но несмотря на то, что тенденции к отходу от традиционных норм и христианских ценностей развивались в течение почти 200 лет, этот процесс, особенно в последние несколько десятилетий, резко ускорился. Почему? Думается, причиной тому явились эгоизм и жадность. Один из факторов — быстрое технологическое и экономическое развитие общества, захватившее кон. ХХ — нач. XXI вв. Так, в немецком журнале «Цайт» говорится, что мы живем «в эпоху динамики, а не в статичном мире, как это было в прошлые века». Там же отмечается, что ускорение привело к созданию системы рыночной экономики, в основе которой лежит конкуренция и движущей силой которой является эгоизм: «Ничто не может воспрепятствовать этому эгоизму. Как следствие, [125] растет жесткость в нашей повседневной жизни, а также коррупция, которой во многих странах подвержены даже члены правительства. Люди думают лишь о себе, о том, как удовлетворить свои желания».
Социолог Роберт Вутнау из Принстонского университета, проводивший опрос общественного мнения, делает вывод, что сегодняшнее поколение американцев сосредоточено на деньгах больше, чем предыдущие. По данным его исследования, «многих американцев беспокоит то, что деньги ценятся больше, чем уважение к людям, честность в работе и участие в деятельности своей общины». О росте жадности в обществе свидетельствует то, что многие должностные лица начисляют себе огромные оклады и пенсии, призывая при этом подчиненных быть умеренными в своих притязаниях на оплату труда. От бизнесменов погоня за прибылью, как инфекция, передается и другим, понижая уровень нравственности людей в целом, то есть как общества, так и личности.
Свой вклад в быстрое падение нравов во втор. пол. ХХ — нач. XXI вв. вносит и массовая культура. Распространителями новых ценностей стали продюсеры телепрограмм, магнаты киноиндустрии, рекламодатели модных товаров, приверженцы «гангста-репа» и множество других оказывающих влияние на общество лиц, вовлеченных в электронную индустрию средств массовой информации. Мы испытываем на себе сильное воздействие этих законодателей массовой культуры, которым часто недостает чувства ответственности за вред, причиняемый распространением тлетворных идей. В качестве примера возьмем диск, записанный группой “Cannibal Corpse” («Труп каннибала»), которая работает в стиле хэви-метал. В одной из песен на этом диске в деталях описывается изнасилование женщины, к горлу которой приставлен нож.
Родители, переживающие за судьбу своих детей, вынуждены вести серьезную борьбу с влиянием массовой культуры, чтобы оставаться авторитетом для своих детей и воспитывать их. А что же говорить о семьях, в которых родители не такие сознательные? В подобных случаях массовая культура беспрепятственно диктует свои нормы, и представление ребенка о добре и зле — главных ценностях в жизни — формируется в основном под влиянием того, что он смотрит по телевизору и слушает на своем CD-проигрывателе. А в последнее время ко всему этому добавился еще и Интернет.
[126]
Как сказывается такое негативное влияние на молодежи? Начнем с того, что за последние годы больше детей и подростков стало совершать жестокие насильственные действия по отношению как к своим сверстникам, так и ко взрослым. Недавно в Швеции произошел следующий случай. Два мальчика, пяти и семи лет, задушили четырехлетнего малыша, с которым они вместе играли! Понятно, что у детей пока еще нет внутреннего ограничителя, который останавливал бы их от поступков, выходящих за рамки дозволенного. Но такой ограничитель появляется лишь со временем и лишь в результате воспитания и обучения. А это значит, что делается особенно важным то обстоятельство, кому именно подражают дети.
В самом деле, даже у, казалось бы, обычных детей и подростков наблюдается притупление нравственных чувств. «Что касается морали, то нас отбросило в каменный век», — заявляет профессор философии Кристина Хофф Соммерс. Она говорит, что когда ее студентам нужно определить, что добро, а что зло, большинство из них сначала приходят в замешательство, затем отвечают, что таких понятий не существует. Они считают, что каждый человек должен сам решить, что для него лучше. «Проблема не в том, что молодежь невежественна, недоверчива, жестока или склонна к предательству, — говорит профессор К.Х. Соммерс. — Проблема в том, что она беспринципна». И это, по утверждению профессора, представляет самую большую угрозу для общества.
Потеря нравственности — это реальность нашего времени, которая может привести к страшным последствиям. Если проанализировать нравственные нормы, которых мы придерживаемся в последние годы, то можно увидеть следующую четкую тенденцию. Несомненно, все больше людей теряют нравственность. Многие люди считают моральный упадок нашего времени всего лишь одним из многих отклонений, случающих в истории. Они с полной уверенностью ожидают, что маятник в конце концов качнется назад и люди вернутся к более высоким нормам нравственности. Но мы не должны ограничиваться одной лишь надеждой на это и пассивно ждать, пока все изменится само собой. Давайте сообща изменим Мир к лучшему! Но для этого мы сами должны измениться — стать добрее, честнее, нравственно чище. Мы должны с уважением относиться к другим, оказывать помощь [127] друг другу — и тогда обретем истинное счастье. Ведь счастье — это бальзам, который вы не можете преподнести другим, не пролив несколько капель на самого себя.
Добавить комментарий