- Биография: этапы синтеза различных традиций
- Наследие Натхамуни
- Традиционное образование
- Гималаи: встреча с учителем
- Майсорская школа йоги
- Кришнамачарья-Йога-Мандир
- Итоги самосознания перед уходом
- Учение: становление «современной» йоги
- Уникальность подхода
- Переосмысление аштанга-йоги
- Развитие йога-терапии
- Заключение
- Литература
Для понимания оснований всей современной йоги Шри Кришнамачарья является ключевой личностью, поскольку его деятельность послужила вполне определенным рубежом в развитии традиционной йоги. Он объединил два направления йоги, изначально развивавшихся самостоятельно, — великое учение Севера, базирующееся на «Йога-сутрах» Патанджали и полученное им от своего гуру в Гималаях, и великое учение Югa, передаваемое по традиции в его семейном клане от тамильских мастеров-альваров. Среди его собственных учеников трое стали основателями новых школ йоги, которые к настоящему времени приобрели наибольшую известность в мире, — вини-йоги, аштанга-виньяса-йоги и айенгар-йоги, — что не означало разложения синтеза, осуществленного Шри Кришнамачарьей, на прежние составляющие.
На фоне повсеместного выхолащивания древних знаний Шри Кришнамачарья предстает воплощением некой «крайности» в том, что делает человек с йогой и йога с человеком. Жизнь Шри Кришнамачарьи вобрала в себе все трудности и преимущества духовного перепутья, что также позволило ему вместить в своем сознании и трансформировать в практические принципы йоги множество аспектов других индийских учений, включая как философские системы, так и практические навыки аюрведы. В различных изложениях его жизненного пути встречаются некоторые фактические разночтения, также и аспекты его учения предстают неоднозначными в передаче разных учеников. Однако внимательное отношение к вехам пути Шри Кришнамачарьи и глубокое проникновение в его наследие способно многое прояснить в становлении тех форм йоги, которые можно назвать «современными».
Биография: этапы синтеза различных традиций
Наследие Натхамуни
Шри Тимуралаи Кришнамачарья родился в 1888 г. в Южной Индии. Его род ведет свое происхождение от знаменитого южноиндийского святого IX века Натхамуни — автора утраченного трактата «Йога-рахасья» и основоположника традиции вишнуитских гуру. Через интерес к религии, в особенности к своей семейной вишнуитской традиции, Шри Кришнамачарья вышел на учения йогов Южной Индии — альваров, «тех, кто пришли править нами» — изучил труды этих мастеров, написанные на его родном тамильском языке, и раскрыл южно-индийское понимание смысла йоги. Подлинный текст трактата «Йога-рахасья» не дошел до наших дней, но Шри Кришнамачарья воспринял его содержание в откровении во время совершения паломничества. Натхамуни уделяет огромное внимание бхакти — преданности Богу, но в текст включено также множество практических советов по вопросам адаптации йоги к индивидууму.
Традиционное образование
Для носителя данной семейной традиции было естественно стать крупным ученым-санскритологом, знатоком ведийской литературы и религии. Для Шри Кришнамачарьи изучение санскрита было предопределено, поскольку он принадлежал к классу людей, предки которых в древности были известными советниками, в том числе при правителях. Для этого им приходилось изучать древние тексты, написанные на санскрите, и в те времена для человека из их среды знание санскрита являлось нормой. В обретении всесторонней брахманской учености Шри Кришнамачарья просто продолжил традицию: его первым учителем был его собственный отец. В возрасте 12-ти лет Шри Кришнамачарья был отдан учиться в одну из наиболее уважаемых брахманских школ в Майсуре, а в 16 лет уже сдал экзамены по Шастрам и Пурва-мимансе на степень видвана (знатока). В возрасте 18-ти лет он отправился изучать санскрит, логику и грамматику в университет в Каши, где и оставался течение 11-ти лет. На этой стадии он занимался наукой и повторением Гаятри-мантры и получил в университете Надия титул «ньяя ратнам» («жемчужина понимания»).
Гималаи: встреча с учителем
В 1916 г. Шри Кришнамачарья отправился в Тибет и там встретил своего гуру — ученого йога Шри Рамамохана Брахмачари, и провел с ним около восьми лет. Рамамохан заставил его выучить наизусть весь трактат «Йога гурандам» на языке гуркха. В этой книге содержались очень точные и пространные комментарии на различные стадии «Йога-сутр» Патанджали, совершенно необходимые ввиду краткости сутр, а также ясные описания различных видов йогических поз и движений. Только после изучения данного трактата Шри Кришнамачарья начал понимать внутреннее значение «Йога-сутр» Патанджали, ставших основой его собственного учения. Отправиться в Гималаи было личным решением Шри Кришнамачарьи, а не обязательным требованием для представителя его семейной традиции, скорее наоборот — произошло нечто неординарное. Многое из того, что воспринимается как уникальные достижения Шри Кришнамачарьи, было получено им от учителя, — прежде всего, метод, включавший в себя преподавание текстов с параллельным обучением асанам йоги. В результате Шри Кришнамачарья отказался от научной карьеры, отклонив многочисленные предложения занять профессорскую кафедру.
Майсорская школа йоги
В 1924 г. Шри Кришнамачарья вновь приехал в Майсур, где прогрессивный местный раджа предоставил ему возможность открыть школу йоги. В его распоряжение были предоставлены дворцовые помещения и построен зал для занятий йогой. Он начал преподавать йогические асаны один-два раза в неделю. Спустя три года несколько его учеников достигли высокого уровня, позволявшего им стать преподавателями, и махараджа построил еще три зала. Шри Кришнамачарья получил доступ к архивам, где мог ознакомиться с такими поздними трактатами XVIII века, как «Шритаттва-нидхи» (по йоге) и «Вьяяма-дипика» (по гимнастике), материал которых вошел в его собственную систему. По просьбе махараджи, он написал несколько книг: «Йога-Макаранда» («Тайны йоги»), «Йоганджали» и «Йогасанала», и совершал поездки по стране с лекциями и демонстрациями практик. К 1950 г. слава об учителе распространилась по всей Южной Индии и за ее пределами, у него появились первые западные ученики.
Кришнамачарья-Йога-Мандир
После обретения Индией независимости и конфликта с новым правителем Майсура, друзья пригласили Шри Кришнамачарью переехать в Мадрас. По их настоянию, он сразу приступил к ведению вечерних классов йоги в Колледже Вивекананды, куда приезжали учиться не только индийцы, но и европейцы, которых со временем становилось все больше. Шри Кришнамачарья занимался с разными людьми по-разному, в зависимости от их потребностей, возраста, состояния здоровья и т. д. В 1976 году Т. К.В. Дешикачар, сын и преемник Шри Кришнамачарьи, основал Кришнамачарья-йога-мандир, существующий и поныне. В данном учреждении осуществляется деятельность в трех направлениях: решение психологических проблем и исцеление от болезней; обучение йоге (не только асан, но и всего духовного и культурного наследия Индии); исследовательские проекты по разработке методов преподавания учения Шри Кришнамачарьи.
Итоги самосознания перед уходом
Шри Кришнамачарья учил и вдохновлял окружавших его людей до 1989 г., оставив преподавание всего за шесть недель до смерти, наступившей в возрасте 101 года. Даже в столь преклонном возрасте во время преподавания он всегда сидел с прямой спиной, не меняя положение тела в течение 1–1,5 часов. Память его оставалась настолько безукоризненной, что он мог безошибочно воспроизвести любую строку из «Йога-сутр» Патанджали. Продолжая практиковать йогу, он выполнял стойку на голове и длительные задержки дыхания в позе лотоса. При проведении индуистского ритуала Шраддха, проводимого в годовщину смерти родителей, он сидел неподвижно в течение трех часов, воздерживаясь от пищи с самого вечера и не пропуская ни одной стадии церемонии. Визит брахмана в его дом Шри Кришнамачарья воспринимал как приход Самого Бога и заботился об исполнении всех ритуалов тщательнее, чем это делается во многих храмах.
Учение: становление «современной» йоги
Уникальность подхода
Для традиционного индийского обучения характерно превращение подготовленного ученика в «носителя» традиции, что позволяло сохранять концептуальную преемственность на протяжении многих веков, а любые отклонения строго фиксировались и закреплялись посредством полемики в качестве таковых. «Картезианский» переворот Шри Кришнамачарьи состоял в утверждении зависимости разработки конкретных йогических практик от исходного состояния ученика, предопределяя достоверность его йогического бытия и истинность существования йоги вообще. Данный подход выводится вовсе не из постулатов персоналистической психологии, но, прямо противоположным образом, из мистического опыта бхакти-йоги. Полная преданность Господу позволяет искать способов раскрытия Его присутствия в каждом человеческом воплощении, изначально предназначенном для освобождения. Однако вопрос о редуцировании йоги как пути к полному освобождению к йоге как индивидуальной самореализации в психологическом смысле остается открытым.
Строго индивидуальный подход естественным образом приводит к тому, что за отправной момент принимается нынешнее состояние данного человека. Это требует разнообразия методов, и Шри Кришнамачарья всегда выбирал то, что считал необходимым в данном конкретном случае. Суть его учения заключается в следующем: не человек должен перекраивать себя под йогу, а йогические практики должны подбираться так, чтобы они подходили человеку. Именно это отличает отношение Шри Кришнамачарьи к обучению от повсеместно распространенного сейчас подхода, предполагающего наличие хорошо организованной структуры, в которую ученик должен встраиваться. В йоге Шри Кришнамачарьи нет организации, и каждый человек должен найти свою собственную структуру. Прогресс на пути йоги у разных людей выражается по-разному, и учитель не должен сдерживать этот прогресс, ставя перед учеником определенную задачу. Помощь, которую йога оказывает личности, основана не столько на информации, сколько на трансформации.
Вполне закономерно, что некоторые ученики самого Шри Кришнамачарьи также стали основателями новых школ йоги. Даже в «Йога-сутрах» говорится, что в зависимости от угла зрения каждый человек получает из одного и того же учения что-то свое: первое необходимое условие обучения — учитель, а второе — ученик. Не может быть «всеобщей йогичности»; йога есть нечто, происходящее между двумя людьми. Человек, знающий путь, просто показывает его, но он никому ничего не доказывает. Возражение, возникающее здесь относительно того, что один из названных людей — не человек в обычном состоянии, а йог, тогда как другой лишь намерен стать таковым, снимается именно на уровне бхакти-йоги.
Переосмысление аштанга-йоги
Прежде чем искать истоки новаторства Шри Кришнамачарьи в пограничных областях знания (таких как аюрведа или санкхья), южно-индийских автохтонных текстах (вводящих пранаяму непосредственно в практику асан), а то и вовсе маргинальных экспериментах (по превращению гимнастических упражнений в асаны), следует остановиться на основных смысловых смещениях, произведенных им на уровне внутренней дифференциации в практике йоги. Рассмотрим в общих чертах его отношение к каждому из этапов классического пути северной традиции йоги, зафиксированного в «Йога-сутрах» Патанджали, — тексте, который все же считается основой йоги Шри Кришнамачарьи.
Яма и нияма. На подготовительном уровне предписания ямы определяют, от чего следует воздерживаться, и задают внешнюю канву жизни. Подобно своему учителю, Шри Кришнамачарья считал, что для наших дней уже не подходит традиционная санньяса, подразумевающая странствие с места на место и сбор подаяния. Бытьсанньясином — значит целиком и полностью отдать себя высшей силе. Шри Кришнамачарья не воспринимал совершенные им поступки как свои собственные действия. Он знал, что сам он беспомощен, а действующая через него сила — это сила учителя или Бога, поэтому для него не существовало противоречия между семейной жизнью и истинным духом санньясы. Указания ниямы касаются того, к чему следует последовательно прилагать неустанные усилия для внутреннего очищения. Шри Кришнамачарья считал, что сегодня они уже не имеют никакой ценности, кроме двух — разборчивости в пище и словах. Ко второй нияме относится повторение сакральных текстов, и в 1999 г. под эгидой Кришнамачарья-йога-мандира был открыт специальный центр Ведавани для обучения ведическому пению.
Асана. Шри Кришнамачарья никогда не рассматривал йогу просто как систему физических упражнений. Йога означала для него деятельность, ведущую к Богу, и целью было воссоединение с Богом. Такое понимание вполне ортодоксально, ибо еще Сватмарама в «Хатха-йога-прадипике» определял хатха-йогу как средство подготовки к раджа-йоге. Этапы практики, на которых осуществляется работа с физическим телом, представляют собой не альтернативный путь, а ступень, обеспечивающую возможность пройти весь путь до конца. Практика йоги призвана увеличить способность человека проникать в суть вещей, и асаны также способствуют достижению данной цели, подготавливая тело к изменению восприятия, поэтому речь идет не просто о восстановлении здоровья, а о качественной физической трансформации. Здесь следует остановиться лишь на основополагающих принципах построения практики, которые были введены уже Шри Кришнамачарьей, хотя часто приписываются его ученикам.
- Употребление подручных средств для облегчения начинающим выполнения сложных асан стало характерной чертой айенгар-йоги. Отсутствие сидячих медитаций в системе Айенгара также возводится к идее Шри Кришнамачарьи о том, что практика асан сама по себе есть свадхьяя и совершенствует способность к самосознанию.
- Введение значительного количества новых асан путем подбора определенных комбинаций в каждом конкретном случае и варьирования их по мере изменения состояния (здоровья пациента или сознания ученика) закрепилось в вини-йоге.
- Связывание асан между собой посредством динамических переходов (виньяс) в завершенные комплексы и использование при выстраивании последовательностей принципа пратикрияасаны (компенсации, или контр-позы) составили основу для аштанга-виньяса-йоги.
Пранаяма. Ни в одной другой школе использованию энергии дыхания не придается такого большого значения. Шри Кришнамачарья утверждал, что пранаяма коренится в асане: только выполнение асан в сочетании с определенными дыхательными техниками ведет к освоению пранаямы. И наоборот, посредством изменения методики и длины дыхания, комбинируя асаны и меняя дыхательный ритм, можно модифицировать позы так, чтобы они удовлетворяли индивидуальным потребностям практикующего. Относительно допустимости контроля дыхания в процессе практики асан до сих пор ведется полемика даже среди последователей Шри Кришнамачарьи, не говоря уже о представителях других йогических традиций. В практике собственно пранаямы Шри Кришнамачарья делает акцент на усилении речаки (выдоха), ибо в контексте аюрведы он понимает пранаяму как технику очищения. И, наконец, именно он привнес идею бхаваны в практику пранаямы: вдох есть вдохновение от Господа, а выдох — погружение в Господа, предание себя Его воле.
Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Для Шри Кришнамачарьи как пранаяма начинается в асане, так медитация начинается в пранаяме. Энергию кундалини он приравнивал к пране, поэтому пранаяма с акцентированным выдохом и бандхами, дополняемая преданным пением, признавалась единственным эффективным методом действия, а пробуждение «кундалини» зависело лишь от состояния ума и вайрагьи (отрешенности). Рассматривая саму хатха-йогу как духовную практику, Шри Кришнамачарья считал, что именно наличие садханы превращает раджа-йогу в бхакти-йогу. Поскольку же дхьяна (медитация) представляет собой характерное состояние ума, а ум имеет ограниченную природу и в принципе не способен схватывать что бы то ни было за пределами формы, то деша (тело), или объект сосредоточения должен быть сагуна (качественным), а не ниргуна (бескачественным). Обычное человеческое существо нуждается для концентрации ума в определенных формах и визуализациях, следовательно, любая ниргуна дхьяна (безобъектная медитация) есть не более чем викальпа (продукт концептуализации — понятие или представление).
Развитие йога-терапии
В изданиях по йоге на Западе лишь изредка встречается напоминание о том, что йога есть не просто способ оздоровления, но путь к полному освобождению от обусловленного человеческого существования. Однако западный термин «йога-терапия» не означает, что приспособление методов йоги для лечения болезней и решения психологических проблем началось сравнительно недавно и вызвано потребностями цивилизованного общества, — в южно-индийской лексике ему соответствует термин «йога-чикитса». Рекомендации Шри Кришнамачарьи по достижению физического, умственного и духовного здоровья основывались на аюрведе, йогической системе оздоровления Натхамуни и пульсовой диагностике. Что касается техник шат-крия (внешнего и внутреннего очищения тела), предписанных аюрведой для подготовки к лечению и «Хатха-йога-прадипикой» для подготовки к соблюдению моральных требований ямы и ниямы, то Шри Кришнамачарья не видел в них особой необходимости. Он считал, что при правильно построенной практике асан и пранаямы, в совокупности с внимательным отношением к выбору пищи, дополнительное очищение не требуется.
Заключение
Характерная черта дилетантизма, — игнорирование дифференциации внутренней структуры, — неизбежно возникает при наличии множества последователей. Другая крайность, которая часто совпадает с первой, состоит в допущении самоопределения для каждого, кто объявляет себя этой традиции причастным. В итоге, складывается внешнее впечатление, что за общими фразами «йоги считают», «в йоге принято» скрывается вседозволенность создавать свою собственную йогу, вовсе не считаясь с объективными законами. Тогда традиция воспринимается со стороны как нечто однородное и в то же время совершенно хаотичное, «кишащее» яркими и не слишком яркими личностями. Но нет йоги вообще и нет йоги Шри Кришнамачарьи, подобно тому, как нет ни философии как таковой, ни «своей» философии. Перед человеком, желающим чего-то достичь, встает проблема определить, какие существуют варианты формулировки цели и способы их достижения. Поэтому ему приходится начинать со структурирования, точнее, постижения структуры традиции в целом, — а при выделении элементов неизбежно оказывается, что вычленить их едва ли возможно, и нужно налаживать связи.
Наиболее очевидная герменевтическая возможность «вписать» йогу Шри Кришнамачарьи в традиционный контекст состоит в том, чтобы проанализировать его интерпретации древних трактатов «Йога-сутр» и «Йога-рахасьи» и соотнести их с другими истолкованиями. Однако второй текст известен лишь в передаче самого Шри Кришнамачарьи, и «чистота» полученного им откровения относительно подлинного содержания данного трактата не может быть подтверждена или опровергнута иначе, чем развитием соответствующей интуиции на основе изучения других текстов вишнуитской традиции. «Йога-сутры» представляют не настолько зыбкую текстуальную субстанцию, поскольку существует значительное число как древних, так и современных комментариев, позволяющих отследить этапы становления философии йоги, составляющие основания также и для современных разночтений. Поэтому сделанные здесь выводы следует считать лишь предварительными предположениями, суть которых может проясниться при сравнительном анализе пояснений к каждой отдельной шлоке «Йога-сутр». При различных подходах неизбежно переобозначение исходных понятий: в итоге «самадхи» Шри Кришнамачарьи и «самадхи» в любой другой традиции йоги — два разных состояния самосознания, определения которых отсылают к разным процедурам подготовки сознания.
Литература
- Shri Tirumalai Krishnamacharya // http://www.viniyoga.co.uk
- My Father’s Yoga / By T.K.V. Desikachar // http://viniyoga.co.uk/articles-4.html
- Жизнь и йога Шри Т. Кришнамачарьи // Дешикачар Т.К.В. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. К., 2003.
- Шри Кришнамачарья. Йоганджалисара (Нектар преклонения перед йогой) // Там же.
- Сьоман Н.Е. Йогическая традиция Майсорского дворца // Динамические практики в классической йоге. Киев, 1999.
- Ферштрайн Г. Энциклопедия йоги. М., 2002.
Комментарии
Пределы трансформации самосознания методами современной хатха-йоги
Текст показался мне крайне интересным. Автор произвел впечатление глубоко постигшего человека, вложившего в текст своё понимание предмета и мира. Спасибо. (Я - практик хатха-йоги, знакомый с четырьмя ее школами; буддист).
Добавить комментарий