Сарматизм, сформировавшийся как общекультурная тенденция в Речи Посполитой на рубеже XVI-XVII вв., нашёл своё яркое выражение и в изобразительном искусстве. Стиль барокко сыграл решающую роль в складывании традиций его художественного языка, однако было бы неправомерно ставить знак равенства между понятиями «сарматизм» и «сарматское барокко». Многообразие и неоднозначность социокультурных, эстетических и художественных функций сарматизма сохраняются и в художественной культуре эпохи Просвещения.
[62]
Польское изобразительное искусство второй половины XVIII в. отмечено сосуществованием нескольких стилевых тенденций — от угасающего позднего барокко до переживающего свой расцвет раннего классицизма, от всё ещё продуктивного рококо до зарождающегося сентиментализма. В этом многомерном художественном пространстве сарматизм продолжал выполнять двоякую функцию: с одной стороны, его ценностно-идейный комплекс сохранял вполне однозначную пассеистическую окраску, фиксируя сложившийся опыт старопольской изобразительной традиции (наиболее отчётливо закреплённый в жанре портрета), с другой — он провоцировал освоение, переработку и адаптацию реалий общеевропейского художественного процесса на польской почве в драматичной атмосфере последних десятилетий независимого существования Речи Посполитой, когда особенно обострилось внимание к специфически национальным формам культурно-исторического опыта и мировосприятия. Подобная двойственность позволяет нам выделить в содержании феномена сарматизма две разнородные тенденции — архаизирующую и просвещенческую.
Архаизирующий сарматизм в изобразительном искусстве составляет объёмный пласт произведений, представленный по преимуществу портретной живописью и отчасти надгробиями (как скульптурными, так и скульптурно-живописными). Отличительные особенности архаизирующего сарматизма — устойчивая консервативность художественных приёмов, демонстративная анахроничность эстетических предпочтений и культурных симпатий, реализм в трактовке образа портретируемого, подчас переходящий в гротеск.
Социальная база архаизирующего сарматизма была весьма широка, отнюдь не будучи ограниченной кругом мелкопоместной провинциальной шляхты — достаточно упомянуть колоритную фигуру Кароля Станислава Радзивилла, весь образ жизни которого и характер культурных пристрастий предстают ярчайшим воплощением идеалов сарматизма в пору расцвета Просвещения. Вполне закономерно, что К. Александрович в своём портрете Радзивилла апеллирует к сарматским формам.
Проблема стилевой идентификации архаизирующего сарматизма остаётся открытой для дискуссий. При сохранении очевидной оппозиционности классицизму, очень часто сарматский портрет эпохи Просвещения сочетает барочную риторику со вполне классицистической трактовкой формы (Я. Колтоновский, портрет Текли Костюшко). С другой стороны, архаизирующий сарматизм полемизирует с рокайльной тенденцией (М. Кушиньский, портрет Я.А. Хадзевича). М. Карпович определяет этот инвариант живописного воплощения сарматизма как сентиментально-реалистичное, ретроспективное антирококо.
Особняком в ряду имён художников, представляющих традиции архаизирующего сарматизма, стоит Юзеф Фаворский. Мастер незаурядной творческой индивидуальности, он синтезирует в своём искусстве редкую наблюдательность и дар колориста с незамутнённой непосредственностью [63] восприятия, граничащие с простодушием. Фаворский не вписывается в прокрустово ложе однозначных характеристик, будучи традиционалистом и новатором одновременно.
Просвещённый сарматизм получил развитие в условиях глубокого политического кризиса, который переживала Речь Посполитая в последней трети XVIII столетия. Центром просвещённого сарматизма был двор Станислава Августа Понятовского, лично руководившего разработкой тематической программы произведений изобразительного искусства. Активизация патриотических настроений и интерес к национальной истории предопределили сюжетные приоритеты. М. Баччиарелли пишет десять портретов знаменитых поляков и шесть исторических композиций для Рыцарского зала королевского Замка в Варшаве, А. Лебрен и Д. Мональди создают для этого же интерьера двадцать два портретных бюста выдающихся представителей польской истории и культуры, отлитые в бронзе И.Э. Дитрихом, которые Т. Хшановский характеризует как очень сарматские по экспрессии. Интерес художников привлекает и современное общество — Я.П. Норблин запечатлевает в своих графических работах целую галерею колоритных типажей уходящего старопольского мира.
В стилевом отношении живописные, графические и скульптурные произведения, представляющие линию просвещённого сарматизма, отражают всё многообразие стилевых тенденций эпохи. В отличие от архаизирующего направления, определяющее значение здесь имеет не общность художественного языка, а характер выбора тем, отражающий общность идеологических ориентиров. В ряде случаев конкретика социального заказа предопределяет и выбор стилевых форм. Так, памятник Яну Собескому в Лазенках, изваянный Ф. Пинком по заказу Станислава Августа Понятовского, призванный продемонстрировать идею политической преемственности, был решён в стилистике барокко (причём достаточно архаичного), что явно указывает на апелляцию к сарматскому идеалу, прочно закрепившемуся в сознании шляхетских масс.
Примечательно, что даже в творчестве убеждённых классицистов можно обнаружить черты сарматского мировосприятия. Так, в портретных произведениях Ф. Смуглевича присутствуют и наивно-серьёзная репрезентативность композиции, столь близкая сарматскому духу (портрет семьи Прозоров), и почти натуралистическая заострённость в передаче облика модели (портрет Грановской). Ещё в большей степени эти особенности прослеживаются в творчестве М. Стаховича.
Своеобразие культурного статуса сарматизма в польском изобразительном искусстве эпохи Просвещения свидетельствует о многогранности художественных процессов, не укладывающихся в привычные рамки линейной схемы исторического последования общеевропейских стилей. Осмысление феномена сарматской традиции позволяет раскрыть своеобразие эволюции национальной школы изобразительного искусства на одном из наиболее значимых исторических рубежей.
Комментарии
Сарматизм в польском изобразительном искусстве эпохи Просвещения
Я изучаю польский язык, мне очень интересно было с помощью данной статьи больше узнать о польской культуре.
Добавить комментарий