Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.
Для выпускника школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.
Для того, чтобы современный выпускник и обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев и гимназий.
По опросу московских учителей, предоставленному И.А. Зимней, на вопрос: «Что чаще всего Вам приходится делать в классе?» около 50% учителей отвечали «организовывать диалог, доказывать», что не отмечалось ими как легкие коммуникативные задачи.
Именно обновление учебно-воспитательного процесса его технологических и содержательных основ позволит без болезненной ломки образовательной системы решать новые задачи и достигать более высоких результатов.
Использование некоторых современных образовательных технологий позволяет решать разнообразные коммуникативные задачи.
На сегодняшний день существуют разные подходы к классификации образовательных технологий. Один из подходов, представленных Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко, позволяет классифицировать технологии на:
- информационно-развивающие (когнитивные), ориентированные на прочное усвоение большого запаса информации, стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями;
- направленные на развитие мыслительной активности (развивающее, проблемное обучение);
- деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной или учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);
- личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе.
В последние годы в жизнь школы входят личностно ориентированные технологии. Это связано со сменой традиционных подходов к системе образования курсом на личностно ориентированную образовательную парадигму.
Одним из видов личностно ориентированных технологий можно считать технологии в сотрудничестве.
Они являются весьма эффективными при организации диалога в образовательном процессе.
Рассмотрим их на примере одного из элементов технологии обучения разработанной для старшеклассников, направленной на формирование целостных знаний учащихся об объекте изучения. Данная технология может быть использована на уроках разных предметов.
Приобретение прочных целостных знаний становится не единственным получаемым результатом в процессе организации обучения соответствующим образом. Важный результат данной технологии — достижение эффекта социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать вести диалог, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Роль учителя при организации процесса обучения соответствующим образом изменяется, так как он перестает просто передавать определенную сумму знаний своим ученикам, а становится организатором самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать получаемую информацию, вести диалог и решать совместные задачи.
Варианты данной технологии присутствуют как в отечественной практике обучения, так и в зарубежной. Вариант, разработанный профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году, назван «пила». Так как учащиеся одной группы как зубцы одной пилы совместно в диалоге, а точнее полилоге (т. к. в этом общении принимают участие более двух человек), решают одну общую задачу.
Игра «Части текста»
Учащиеся делятся на несколько групп. В каждой группе отдельные ученики готовят отдельные части данного учебного текста, среди которых: «введение», «основная мысль», «заключение», «дополнение».
Учащиеся вместе работают над учебным материалом, который содержит вышеназванные фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же аспект, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. В процессе этой работы учащимся необходимо обеспечить эффективный диалог со своими товарищами. Поскольку единственный путь усвоить материал всех фрагментов и освоить целостный материал учебного текста — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся очень заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как результат группы зависит от вклада каждого. Каждая группа представляет полученный текст, стараясь сделать его наиболее полным, содержащим все составные части.
По мнению Т.А. Стежко именно такая коммуникативная установка — «принять сообщение и передать другому» — обеспечивает во всех возрастных группах максимальное сохранение принятого материала). Это должно быть учтено учителем при организации общения, построения процесса обучения.
На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме, также может быть проведен контрольный срез, который в процессе данного взаимодействия позволит обеспечить массовую проверку знаний.
Те учителя, которые используют в своей практике подобные технологии обучения, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это уже успехи нравственного воспитания.
Добавить комментарий