Важнейшим моментом в определении сущности человека является проблема взаимоотношения личности и общества.
Данная статья имеет целью ознакомить читателя с результатами оригинального исследования этой проблемы. Новизна нашего подхода определяется оригинальностью логического аппарата, названного «циклической логикой», который может иметь очень широкое применение, а также оригинальным развитии теории установки Д. Узнадзе.
Путем развития теории установки Д. Узнадзе нами было доказано, что существуют четыре фундаментальных разновидности установки человека, или четыре фундаментальных состояния ментальности. Те психические содержания, которые определяют указанные состояния, были названы психическими стихиями, на основе того, что они (хотя бы одна из четырех) обязательно участвуют в каждом индивидуальном психическом феномене, и поскольку они представляют собой психические комплексы, запечатленные знаком доминантности; для их обозначения были предложены следующие термины: мания формы, мания одоления, мания релаксации и мания управления.
[268]
[269]
Упомянутая доминантность (мания) опирается на тот факт, что вообще, в содержании человеческой установки не найдется такой составляющей, за исключением психических стихий, которую нельзя было бы убрать и заменить на составляющую, приводящую к противоположному эффекту (изменчивость содержания установки во времени). Но даже если допустить существование противоположных случаев, то, при достаточном увеличении числа индивидов в этом множестве, найдется индивид, в содержании установки которого зафиксировано это замещение и, таким образом, результирующая достаточно длительной активности одного индивида, или произвольно длительной активности достаточно большой группы индивидов определяется эффектом психических стихий (этим объясняется возможность фиксации устремлений многочисленной группы индивидов в виде результата творчества одного индивидуума и возможность существенного влияния судьбы одного индивидуума на судьбу такой группы, например, нации).
Результатом активности (акта творчества), протекающей продолжительное время и на большом количестве индивидов, предстают те исторические феномены, которые мы называем культурным наследием наций (в широчайшем понимании этого понятия: мифологические, религиозные, философские системы, язык, искусство, литература, научные школы и политические течения). Рассмотрение самосогласованных компонентов их содержания показало, что их качественные взаимная идентичность и взаимное различие являются выражением взаимного различия и самотождественности психических стихий. То есть по поводу каждого конкретного национального наследия можно сказать, что оно является реализацией одной из четырех возможных фундаментальных разновидностей подхода к действительности (ментальности), выработанной в результате активности, подчиняющейся соответствующей установке, то есть национальное наследие является феноменом эффекта психической стихии.
Из этого определения ясно, что нация вообще является частью содержащего эффекты всех четырех психических стихий и, по этому признаку, полного феномена, который можно назвать «цивилизацией».
[270]
Таким образом определенная полнота по так называемой «циклической логике» дает частный случай «полных систем», закон существования которых во времени проявляется во взаимосменяемости определенных качественных фаз. Каждая нация, в соответствии со своим качественным типом, в вышеприведенной классификации отвечает только одной из необходимых качественных фаз существования цивилизации как целостной системы. Осуществление этого этапа проявляется в активизации и продуктивности нации соответствующего типа. Таким образом, нация, в качестве условия своего существования во времени, то есть как исторический феномен, обязательно подразумевает себя как функциональный элемент объемлющей ее цивилизации. В противном случае ей в качестве условия существования придется реализовать в самой себе соответствующие потенции наций другой качественности, что окажется условием расщепления ее внутренней целостности. Соответствующая тенденция растет пропорционально степени изоляции нации и обусловливает проникновение в конкретное историческое национальное наследие содержания, противоположного его самосогласованной компоненте.
Существование наций данной качественности в конкретной цивилизации актуально не всегда, а только в соответствующей фазе, в смысле реализующего эту фазу элемента. В других фазах данная нация открыта влияниям наций, реализующих эти фазы, и испытывает ущемление; ее существенные характеристики становятся факторами, препятствующими ее развитию, и сохранение существования данной нации в цивилизации до очередной фазы ее активизации основывается только на инерции традиции. Но если к началу очередной фазы в цивилизации не будет сохранена ни одна нация соответствующей качественности, неизбежным станет дополнительное расходование ресурсов на воссоздание подобного элемента и внутренний конфликт в цивилизации, необходимый для высвобождения места для этого элемента. В условиях множества локальных региональных цивилизаций, подобная потеря (недостаток) является фактором, способствующим их интеграции, в силу возможности восполнения недостающего элемента из соседней цивилизации путем слияния. Таким образом, хотя нация является феноменом [271] психической сферы, на конкретном этапе истории конкретной цивилизации возможно то, что качественное различие между нациями оказывается коррелятом расовых различий.
Но современный мир переживает момент окончания формирования мировой глобальной цивилизации путем слияния региональных цивилизаций, и подобное препятствие может оказаться весьма болезненным и, возможно, даже катастрофическим. Тем более, что, в результате возрастания скорости накопления информации, длительность фазы определенного качества в цивилизации уменьшилась с нескольких веков до двух десятилетий. В результате новая фаза в условиях отсутствия упомянутого элемента может протекать только в виде конфликтов, вызванных попыткой высвобождения места для нее, то есть только в разрушительной форме.
Таким образом, сегодня актуальна качественная идентификация наций, с целью установления условий оптимизации мировой политической системы, а также проведение необходимых мероприятий для сохранения их непрерывного существования.
«Циклическая логика» основана на обобщенном логическом анализе взаимоотношения «целого» и «части». Можно указать две тривиальные возможности таких взаимоотношений: 1) целое является предшествующим по отношению к части; 2) часть является предшествующей по отношению к целому. Дополнительно для обоснования «циклической логики» требуется добавление лишь одной аксиомы, которая и ограничивает класс объектов ее применения: их мы будем называть «полными системами». Эта аксиома состоит в требовании реализуемости обоих указанных принципов на одном и том же объекте, что равнозначно требованию возможности осуществления взаимно противоположных по направлению переходов между состояниями данного объекта, соответствующими вышеуказанным тривиальным возможностям взаимоотношения целого и части; оказалось, что (условно говоря) определенные промежуточные этапы этих качественных переходов можно определить как две новые (нетривиальные) возможности взаимоотношения целого и части. Таким образом, «полная система» представляет собой объект, в котором могут быть реализованы все четыре возможных [272] варианта взаимоотношений целого и части (в терминах циклической логики — эффекты всех четырех онтологических стихий). Цивилизация как частный пример полной системы (наряду с такими объектами как организм, экосистема, квантовая частица) в качестве эффектов онтологических стихий подразумевает эффекты психических стихий, т.е. феноменов в виде нации. Эта взаимная однозначность соответствия между онтологическими и психическими (гносеологическими) стихиями означает, что реальность имеет четыре качественно различных образа (аспекта), которые адекватно фиксируются только с позиции соответствующего каждому из них, одного из четырех возможных фундаментальных состояний сознания, или качественных типов нации. Таким образом, качественное различие и взаимная противоречивость (противоположность?) могут выражаться не только в сфере мифологических и религиозных мировоззренческих систем, но и в сфере научных теорий. Отражением этого факта, например, в психологии являются противоречия между научными подходами Фрейда, Адлера, Юнга, Узнадзе и марксизма.
Механизм взаимосменяемости фаз в полных системах опирается на циклическую упорядоченность онтологических и, таким образом, психических стихий. На примере психических стихий такую упорядоченность можно проиллюстрировать следующим образом: реализация в некоей сфере категории долга (эффекта мании формы) ставит проблему реализации, в той или иной мере, категории равенства (эффекта мании одоления), что, в свою очередь, ставит проблему реализации категории свободы (эффекта мании релаксации). Это условие ставит проблему реализации категории согласия (эффекта мании управления) и, наконец, это условие ставит проблему реализации категории долга — это начало нового цикла.
Бесконечное чередование четырехступенчатых циклов является основной схемой смен качественных фаз в существовании полных систем, но, если полная система является частью более обширной полной системы (например, цивилизация задается на базе экосистем), то для него возможны еще и три типа чередования фаз, которые были названы логическими схемами «эффекта скрытого [273] начала», «эффекта конца» и «эффекта параллельных миров», которые путем концептуальных манипуляций получаются из основной схемы, которую можно назвать логической схемой «эффекта бесконечного мира». Людская масса, подвергающаяся процессу конкретной реализации определенной схемы, представляет собой цивилизацию. Таким образом, можно классифицировать цивилизации по типу схем. Наиболее оптимальной схемой по совмещению динамичности и стабильности является схема «эффекта скрытого начала». И неслучайно, что в процессе формирования глобальной цивилизации решающую роль сыграли именно цивилизации соответствующего типа — современная глобальная цивилизация является следствием глобализации одной из них, преодолевшей сопротивление двух других, преодолевших до этого сопротивление всех остальных региональных цивилизаций. Поэтому главной задачей для идентификации современного состояния глобальной цивилизации является рассмотрение взаимодействия трех цивилизаций, что и является целью проекта. Здесь можно назвать и примеры цивилизаций других типов: схеме «эффекта конца» соответствует индийская цивилизация, схеме «бесконечности мира» — китайская, египетская и финикийская цивилизации.
Логическую схему «эффекта скрытого начала» можно представить в виде согнутой спирали, оба конца которой направлены вперед во времени, а точка перегиба, являющаяся одной ступенью четырехступенчатого цикла, зафиксирована в определенном прошлом. По этой схеме одна из пар опосредованных по циклическому порядку психических стихий является спаренной, реализуя фазу «двойного эффекта», а две другие, поочередно, через каждую фазу двойного эффекта, реализуют фазы своего эффекта. В истории такую схему можно зафиксировать только после первой фазы двойного эффекта, точнее, после фиксации завершения этой фазы и начала последующей фазы. Поэтому мы будем датировать образование таких цивилизаций и называть их по месту локализации первой фазы двойного эффекта. Пока нам известны три такие цивилизации, являющиеся феноменами развития месопотамского, эгейского и западноевропейского эффекта скрытого начала.
[274]
Эффект месопотамского скрытого начала был реализован при помощи этноконтакта шумерского и аккадского этносов, представлявших эффекты или нации качественного типа мании управления и мании одоления, соответственно. Последующая фаза данной схемы представлена в виде общей для обоих этносов тенденции формирования централизованного государства с институтом неограниченной абсолютной власти, что является аргументом для идентификации этой фазы как первой фазы эффекта мании формы. С падением III Урской династии эта цивилизация продолжала существовать только в истории мигрировавшего из Месопотамии еврейского этноса.
Первая фаза двойного эффекта в развитии эффекта эгейского скрытого начала была реализована путем этноконтакта пеласгов (догреческие народы Эгеиды) и ахейцев (протогреков); она перекрывает период существования эгейской (крито-микенской) культуры. Последующая фаза — первая фаза эффекта «мании релаксации» (примерно XII-IV вв. до н.э.) — представлена древнегреческой культурой, вторая фаза двойного эффекта представлена эпохой эллинизма с главным ее феноменом — Римской империей.
Последующая фаза является второй фазой эффекта мании формы, главными феноменами которой являются Византия и Арабский Халифат (IV-IX вв. н.э.). Следующий этап — это третья фаза двойного эффекта (X-XV вв.) был отмечен вначале дальнейшим расширением этой цивилизации на север, в виде распространения христианства, а также на юг и восток, в виде распространения ислама, но в дальнейшем постепенно стал развиваться процесс расщепления этой цивилизации: от нее отделился исламский мир в виде отдельной цивилизации под влиянием турко-монгольского этноэлемента. В Западной Европе также произошло зарождение новой цивилизации путем формирования эффекта западноевропейского (европейского) скрытого начала, в чем определенную роль сыграли этноконтакты между латинским и северными народами. Первая фаза двойного эффекта перекрывает XII-XV века. Главные феномены — культура готики и Ренессанса. В отличие от случаев месопотамского и эгейского скрытых начал, в этом случае спарены эффекты [275] другой пары психических стихий — мании формы и мании релаксации. К концу XV в. область реализации развития эффекта эгейского скрытого начала была сужена до границ Кавказа. И последующую, вторую фазу — фазу эффекта мании релаксации (XVI — середина XVIII в.) она преодолела с трудом. Но после этого в четвертой фазе двойного эффекта (середина XVIII — конец 30-х годов XX века) эта цивилизация получила возможность повторного расширения, сначала — на Россию, потом, с конца третьей фазы эффекта мании формы (30-40-ые годы XX века), — на весь мир. Решающее столкновение процессов развития эффектов европейского и эгейского скрытых начал произошло в 20-е годы XX века на пространстве России, когда эгейская цивилизация переживала завершающий этап четвертой фазы двойного эффекта, а европейская цивилизация — начальный этап третьей фазы двойного эффекта.
История мира после 40-х годов ХХ века является, по предварительному заключению, выражением реализации развития эффекта эгейского скрытого начала в глобальном масштабе; пятая фаза двойного эффекта — 50-60-е годы ХХ века; третья фаза эффекта мании релаксации — 70-80-е годы (главное явление — успехи США и зарождение тенденции экономической глобализации); шестая фаза двойного эффекта, наверняка, также займет 20-летний период и, значит, ее конец наступит в конце первого десятилетия XXI века, и у США есть шанс до этого времени удержать паритет с нациями качественного типа мании формы. С начала второго десятилетия XXI века, в начале четвертой фазы эффекта мании формы, инициатива в мире перейдет в руки наций этого типа, лидером которых на этот раз будет, наверное, китайская нация. (В предыдущей такой фазе (30-40-е годы XX века) лидером такого класса была немецкая нация). Если учесть феномен ваххабизма, предоставляющий возможность для интеграции исламских стран, то лидером данной фазы может стать арабская нация. Неудержимым станет процесс консолидации арабских стран, тюркоязычных стран в виде единых наций данного класса. Возрастет нетерпение ко всему чужеродному во всем мире, и, если учесть степень этнической диффузии, можно представить себе степень ожидаемых людских потерь.
[276]
Избежать катастрофы, как представляется, возможно только путем установления за оставшиеся примерно 7-8 лет нового международного порядка обоснования правового признания политического статуса нации соответственно ее качественному типу. Можно дать примерное описание той оптимальной политической системы, которую должен принять мир.
Научное обоснование возможности обеспечения стратегических гарантий взаимного доверия между народами может коренным образом изменить характер международных взаимоотношений, появится объективная идейная основа для компромиссов и взаимоподдержки. Осознание того факта, что для сохранения внутренней целостности наций и возможности ее развития как наследницы самой себя, необходима реализованность вне ее потенций, подразумеваемых нациями другого качественного типа, что обеспечит замену господствующей в современном мире стратегии захвата жизненно важных ресурсов, основанной на ложном представлении, что у нации нет никого, заинтересованного в сохранении ее существования, кроме самой себя, на стратегию оптимального распределения жизненных ресурсов между нациями различных качественных типов и их взаимопомощи в развитии друг друга.
Одним из главных результатов «теории психических стихий» является выявление четырех неизбежных этапов развития психической индивидуальности, которые в истории нации выявляются в чередовании эр тотемизма, мифа, религии и, наконец, науки. Каждый предыдущий этап является ядром, на котором строится психическая структура последующего этапа, и, в зрелом поколении общества, содержание общественных взаимоотношений определяется стремлением к восполнению содержания данного этапа, т.е. институтами, регулирующими общественные процессы, являются институты или тотемизма, или мифа, или религии, или науки, а психические феномены предыдущих этапов переходят в сферу скрытого, индивидуального, а также сохраняют актуальность в процессе воспитания подрастающих поколений. Процесс воспитания является повторением исторического процесса развития психической индивидуальности, представленного в виде истории конкретных [277] наций в аспекте культуры. Завершенность определенного этапа развития психической индивидуальности в истории конкретной нации выявляется в качественном изменении характера поведения творцов новых культурно-исторических содержаний в данной нации, и это происходит само собой как непосредственное отражение завершенности предыдущего этапа. Невозможно пропустить предыдущие этапы развития психической индивидуальности в процессе воспитания индивида. Стремление к этому приведет к вырождению созидательного поведения в феномены предыдущих этапов. Это означает необходимость качественной дифференциации передаваемой информации воспитываемому индивиду в соответствии с его возрастом. Каждый этап психической индивидуальности соотносится с определенным возрастным промежутком.
Еще одним важным следствием является недопустимость оказания внешнего давления на определенные нации с целью отстранения институтов религии от роли основных регуляторов общественной жизни, если процесс развития психической индивидуальности, выраженный историей данной нации, находится на этапе религии. Сегодня объектами такого неоправданного давления являются Иран и арабский мир, который при этом лишен возможности консолидироваться в виде единой социальной общности. Ответной реакцей является экстремизм.
Исходя из природы психических стихий, нациям качественного типа мании формы должно быть предоставлено международным законодательством эксклюзивное право владения территорией; одним из наиболее фундаментальных принципов мировой системы должно быть исключение перекрывания территорий, занимаемых этими нациями. Функция буфера между ними обеспечивается нациями качественного типа мании одоления. Функции этого типа также подразумевают контроль за соблюдением прав человека и обеспечение прожиточного минимума. Нации качественного типа мании релаксации выполняют функции международного арбитража, внешних контактов цивилизации, защиты от внешней агрессии и экспансии во внешнее пространство. Их территория должна быть областью свободных торговых отношений (функция организации [278] мирового рынка). Качественному типу мании управления предназначена функция реализации единства цивилизации. Таким образом, государство наций этого типа должно стать местом расположения центральных политических учреждений Объединенного Мира. Этими принципами, по существу, определяется национальное государство, как инструмент для выполнения международной функции, соответствующей качественному типу данной нации, принципы государственного устройства в экономических, социальных, правовых и политических аспектах.
Хотелось бы отметить самосогласованность логического аппарата — циклическая логика соотносит себя с одной из четырех возможных фундаментальных установок.
Добавить комментарий