В международном квартальном научно-техническом журнале «Комментарий» (2004 г., №3) опубликовано письмо информационного характера, кратко повествующее о достижениях созданного в 2001 году «Российско-грузинского научно-исследовательского центра “Человек”».
Известно, что в становлении и в воспроизводстве человека как социума — этой высшей цели и действительного богатства наряду с материальным благом решающая роль принадлежит созданию духовного богатства. Сегодня, когда мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы, и особенно на фоне т. н. теории ограниченных ресурсов проблема создания изобилия не только духовного богатства, но даже конечного продукта (мы разделяем мнение, согласно которому под конечным продуктом подразумеваются предметы потребления, удовлетворяющие непосредственные разумные потребности человека) кажется неразрешимой. Однако вопреки пессимистическим теориям, наша планета не только не исчерпала условий жизни, но можно сказать, находится в ожидании задействовния бесконечного количества доселе неизвестных новых ресурсов.
В эпоху научно-технической революции, и особенно революции, наблюдающейся в такой области науки как биология, проблема [208] удовлетворения первичных потребностей человека не только будет разрешена, но еще и совершенно по-новому встанет перед человечеством древнейший вопрос: как совместить приятное с полезным. К сожалению, в конечном продукте сегодня многое может и приятно, но не полезно с общественной точки зрения. В данном случае мы не беремся за критику субъективной теории предельной полезности, а коснемся именно общественной полезности продукта. Эта проблема, на наш взгляд, совершенно правильно была поставлена Дж. Пачкория еще в его квалификационной работе «Цель производства и ее реализация в условиях развитого социализма» 1 и в других его работах, хотя у него нет отдельной посвященной этой теме работы.
Сегодня, когда столь высокими темпами идет процесс т. н. агрессивной приватизации, данная проблема становится более актуальной, чем когда-либо. Дело в том, что то, что полезно с точки зрения монетарной системы, вполне может оказаться бесполезным с точки зрения общественной полезности. Именно принцип общественной полезности, а не тот или иной субъективный подход к проблеме должен быть исходным в ее разрешении. Ведь субъективные подходы нередко чреваты углублением процесса социальной дифференциации населения: на одном полюсе, где находится большинство, растет бедность, на втором же, где утверждается меньшинство, концентрируется богатство. Что касается принципа общественной полезности, то, согласно ему, приоритетным являются интересы и потребности именно большинства, а не меньшинства, что, в свою очередь, подразумевает рассмотрение человека как высшей цели общественного производства.
Интересно, каковы соображения экономистов и не только экономистов, а и социологов, психологов, философов и т. д. на этот счет. Неужели теоретические, и в самом деле острейшие, проблемные вопросы не заслуживают большего внимания? Неужели экономисты не [209] заслуживают участия в решении сложнейших хотя бы теоретических вопросов, ничего не говоря о тенденции назначения на руководящие посты экономической сферы физиков, биологов, журналистов и бог весть еще каких специалистов,
Возьмем, например, такую проблему, как цены. К данному вопросу принцип золотой пропорции, которому академик И. Прангишвили посвятил весьма интересную статью, не применим. Представленные в указанной статье соображения, касающиеся проблемы цен, не выходят за пределы теории спроса и предложения. Поэтому возможность гармоничного бизнеса как синтеза гармоничного рынка и гармоничной фирмы 2 так же сомнительна, как и положение, согласно которому мембрана цен определяет соотношение спроса и предложения 3. На самом же деле, во-первых, гармоничный бизнес как синтез гармоничного рынка и гармоничной фирмы никогда не существовал, да и не суждено таковому быть, и, во-вторых, что не менее значительно, не мембрана цен определяет соотношение спроса и предложения, а именно последнее определяет колебание рыночных цен на рынке.
Вопрос цен должен быть разрешен с учетом принципа общественной полезности и, как утверждает Дж. Пачкория, мнение которого разделяем и мы, цены на бесполезные с общественной сточки зрения продукты должны постепенно расти, пока полностью не будут искоренены неразумные потребности человека. И, наоборот, по мере создания изобилия материальных и духовных благ цены на общественно-полезные продукты обязательно должны понижаться.
Возможно, стоит развернуть здоровую дискуссию вокруг рассматриваемой проблемы, для чего журнал «Комментарий» мог бы послужить надежной и твердой основой…
Добавить комментарий