В истории России всегда остро стояла проблема востребованности обществом духовной культуры, которая, как ни в какой другой стране, концентрировалась лишь в отдельных точках культурного пространства, дававших, правда, очень мощные всходы, питавшие души и сознание людей и становившиеся потом вехами в самосознании общества и личностей. Может быть, только в эпоху «серебряного века» Россия пережила недолгий период интенсивного расширения культурного поля, его интеллектуального углубления и творческого расцвета, но, к сожалению, этот процесс был насильственно прерван.
В наше время в море массовой культуры островок духовности кажется еще более одиноким, чем раньше, и потому он особенно ценен для выживания нации и перспектив ее дальнейшего развития. Сейчас, как никогда, необходим интеллектуальный и нравственный авторитет мыслителей и художников, творчество которых является опорами Дома нашего культурного бытия, где мы обретаем духовные силы и надежды для осознанной, достойной творческой жизни. Кинорежиссер Александр Николаевич Сокуров — один из тех немногих деятелей нашей культуры, благодаря творческому труду которых мы получаем возможность не чувствовать себя бездомными в мире жизни и культуры.
Творчество А.Н. Сокурова обращено к самой важной философской проблеме: человек и бытие. Он подходит к ней как художник, которому интересен именно человек, то, как он распоряжается данным ему священным даром жизни. Герои его произведений раскрываются, осуществляя главный экзистенциальный человеческий сюжет — бытие между рождением и смертью. Неповторимость своего прохождения этого пути каждый из них являет в определенном характере, а характеры разыгрываются на фоне исторической и жизненной событийности. Может быть, самый глобальный образ кинематографа Александра Сокурова — Бытие, включающее в себя и природу, и историю, и человека, с его душой, чувствами и поступками, и взаимоотношения людей, и великую тайну неявленности, скрытой духовной жизни, [7] мифологической живой связи всего со всем. Взгляд художника направлен на то, как бытие проступает и приоткрывается через человека. В этом смысле все произведения Сокурова, подобно главам, вписываются как бы в одну большую книгу, пронизанную единой темой, предстающей в разных ракурсах. Каждый фильм оригинален, непохож на другой и, вместе с тем, будто бы продолжает предыдущие, движется согласно некоей общей, вряд ли изначально умышленной, логике. По-видимому, природа уникального таланта Александра Сокурова в органическом единстве философского и художественного мышления, выраженного эстетическим языком.
Внутреннее родство взгляда на мир притягивает философов к творчеству и личности Александра Сокурова, поэтому понятен устойчивый интерес к нему на философском факультете. Нас волнуют общие проблемы и очень важен диалог в их художественном и философском осмыслении. Однажды гость нашего факультета, замечательный грузинский философ Николай Зурабович Чавчавадзе, отвечая на вопрос, что, по его мнению, представляет наибольшую опасность для человека и для философа, сказал: «самое страшное для человека — это потерять другого человека, а самое страшное для философа — это перестать быть человеком». Эта мудрая мысль очень важна для философии, которой сегодня угрожает опасность в рассуждениях о человеке утонуть в экзерсисах современной философской риторики. Общение с А.Н. Сокуровым помогает не забывать о губительности этой перспективы и искать пути ее избежания.
Нам повезло, что мы живем в одном городе и нет объективных препятствий для наших встреч. Мы почувствовали, что Александру Николаевичу небезразлична судьба молодого поколения, перспективы формирования духовного будущего нашей страны. По-видимому, поэтому Александр Николаевич откликнулся на просьбу философского факультета об установлении творческих контактов. Опыт нашего общения на протяжении уже 9 лет показал, что для студентов, аспирантов и преподавателей такое творческое содружество очень плодотворно. И фильмы режиссера, и его выступления вызывают огромный интерес, побуждают дискуссии, статьи.
Благодаря доброму отношению Александра Николаевича студенты и преподаватели философского факультета смогли побывать на премьерах всех его последних фильмов, встретиться с членами его творческой группы, познакомиться с ретроспективой [8] его прошлых художественных и документальных лент. Фильмы Сокурова демонстрируются на учебных занятиях по этике, эстетике, культурологии.
Огромный интерес вызывали неоднократные творческие встречи А.Н. Сокурова со студентами факультета, которые происходили после просмотров. Материалы этих встреч были опубликованы в альманахе «Метафизические исследования».
В 1993 году А.Н. Сокуров прочитал на философском факультете специальный курс лекций «Жизнь духа в государстве», ставший большим событием, положившим начало работе Центра изучения культуры, созданного на факультете в 1998 году.
В сентябре 1999 года по приглашению оргкомитета российско-французской конференции «Эстетика — искусство — человек», проходившей на философском факультете, А.Н. Сокуров стал участником научной дискусии в рамках конференции. Его интервью на тему «Образ человека в искусстве» вызвало большой интерес (по инициативе французской стороны и при поддержке факультета оно было опубликовано во Франции в журнале «Движение», а его видео-вариант неоднократно демонстрировался на учебных занятиях по этике и эстетике на философском факультете).
Руководство и весь коллектив философского факультета, Центр изучения культуры, кафедра этики и эстетики благодарны Александру Николаевичу Сокурову за безотказную помощь и сотрудничество, за его дружеский отклик на все наши приглашения и просьбы и, конечно, за его творчество, которое волнует, заставляет думать, дает мощный духовный импульс. Мы надеемся на продолжение нашего общения, на новые встречи в стенах философского факультета.
Добавить комментарий