Большая семантическая емкость понятия «образ» позволила ему занять центральное место в мировоззренческой системе восточно-христианской культуры. Образ — костяк этой культуры, он играет роль структурного принципа, гарантирующего целостность всей системы. Теория образа наиболее детально была разработана в византийской традиции Иоанном Дамаскиным. Столь большая значимость образа в средневековой русской культуре обусловлена двумя основными обстоятельствами, с одной стороны, это тяга к яркому, образному мышлению, столь характерная для русской культуры, а с другой — христианская концепция образа. В средневековой культуре человек считался творением божьим, и поэтому образ человека в ней складывался не только из наблюдения за жизнью, но и из богословских представлений о сущности Бога и его взаимоотношениях с человеком и миром. Человек стремился запечатлеть в себе образ Бога, стать отражением Того, Кто есть истина и суть этого мира, не утратив человеческого, вернуть утраченное богоподобие. Формой рефлексии над миром и человеком в этой ситуации становится мудрость, поскольку она основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе духовного освоения бытия (через понятия и категории), но и на непосредственно-интуитивном (через образы и символы). Именно такой способ познания (через символы и образы) по убеждению отцов Церкви, которые считали понятийное знание ограниченным, позволяет достичь высшего знания. Поэтому такие образы никогда не являлись порождением фантазии отдельного человека, но должны были отражать высшую сущность. Византийцы, по замечанию Жильбера Дагрона говорили, что иконы (образы) «точно передают облик представленных на них персонажей, будучи в одно и то же время и воспроизведениями их внешнего облика (ektypoma), и их подобиями (omoioma)».Образы эти сохранились не только на досках икон и стенах храмов, но и в книгах, где они были написаны словом.
В древнерусской традиции проблема образа становится особенно актуальна в XVI в., когда по множеству различных причин усиливается полемика вокруг вопроса о поклонении иконам, поэтому ему уделено значительное место в материалах Стоглавого собора (1551 г.) — «Стоглаве». В этот период появляются и «плотские» трактовки образа божьего в человеке, так «Стоглав», запрещая мужчинам бритье бород, объясняет это тем, что безбородый утрачивает «образ Христов» (позднее эта трактовка сохраняется в старообрядческой традиции), ранее «образ Христов» в человеке толковался исключительно духовно. Проблеме образа посвящена большая часть «Ответа» Ивана Грозного Яну Роките. Прения царя Ивана Васильевича Грозного с пастором Общины чешских братьев (ветвь гусизма) Яном Рокитой произошли 10 мая 1570 года, а 18 июня Роките уже был вручен «Ответ государев» Протестанты, [76] к которым принадлежал и Ян Рокита, поклонение иконам отрицали, считая, что изображение Бога является простой иллюстрацией к священному тексту. В иудейской традиции, а также у сторонников некоторых средневековых еретических направлений, апеллирующих в данном случае к Ветхому Завету, изображение Бога воспринимается как полностью равноценное Богу, как его дубликат, нарушающий единство поклонения. Поэтому с их точки зрения Бог принципиально неизобразим (Втор. 5, 8-9; 4, 15-16). В православной традиции почитание единого Бога («первообраза») сочетается с поклонением многим иконам («образам»). Иконопочитатели защищали антропоморфные изображения Христа, Богородицы и святых. При этом они отвергали обвинение в идолопоклонстве, т.е. отождествлении иконы с Богом. Иконопочитатели отстаивали прежде всего изображения, имеющие лишь внешнее сходство с прототипом и общность лишь «по имени», но при этом выражающие духовную сущность изображаемого. Поклонение иконам объясняется тем, что через посредство созерцания иконы, общения с ней, верующий может опосредованно общаться с первообразом. Главным аргументом в защиту иконопочитания было то, что иконописное изображение служит доказательством истины Воплощения Бога. На VII Вселенском соборе, утвердившем почитание икон, было сказано, что этим подтверждается христианская традиция «делать живописные изображения, ибо это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился». И не случайно христианская традиция возводит все образы Христа к «Спасу Нерукотворному. Все иконописные образы Богородицы христианская традиция возводит к образу, написанному по преданию евангелистом Лукой. Иван Грозный в послании также говорит о нескольких иконах Спаса и Богородицы, возникших в апостольские времена, металлическом образе Христа, созданном по заказу исцеленной им женщины, двух нерукотворных образах: лиддском образе Богоматери, и об образе, чудесно появившемся в церкви, возведенной Энеем, исцеленным апостолами. Возведение иконописания к апостольским временам очень важно для защитников иконопочитания, поскольку христианские традиции, а также церковное предание занимали в православной культуре очень важное место. Как отмечают исследователи средневековья, традиционализм — главная черта древнерусской культуры. Основным доводом Ивана Грозного в пользу почитания икон и их использования в религиозном обиходе является тезис о чудотворной силе икон. Согласно богословским представлениям, творить чудеса может лишь Бог, иные чудеса — лишь обман. Но по православным представлениям предметы культа, и в первую очередь иконы, являются проводниками божественной благодати, благодаря чему и возможны чудеса. Кроме благодатной (харизматической) функции икон, Иван Грозный особенно подчеркивает их роль как поклонных образов. Согласно Иоанну Дамаскину, создателю [77] православной концепции иконопочитания: «Поклонение есть знак благоговения, то есть умаления и смирения». Поэтому Грозный в этой части послания уделяет значительное место беседе о смирении как об основе христианского богослужения и о снисхождении Бога к слабостям человеческим.
Добавить комментарий