Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России

[69]

Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного российского общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения известно мало, поскольку в России проблема одиночества долгие годы не изучалась. В советское время считалось, что оно присуще только западному миру, тогда как в нашей стране одиночество социалистическому обществу не свойственно. В действительности оказалось, что проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной российской действительности.

С точки зрения автора, распространение социального одиночества связано с кризисными моментами в развитии общества на [70] всех этапах становления его истории. Кризис культуры в значительной мере влияет на духовное состояние личности и общества. Понятие «кризис культуры» раскрывает ситуацию, возникающую в результате резких изменений в социально-культурной сфере, связанных с ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов, ценностных систем, с утратой людьми чувства стабильности и уверенности, нарастанием настроений растерянности и страха. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего «я».

Кризис культуры, как правило, возникает в переходные периоды, когда происходит смена формаций или когда наблюдается процесс подавления одной цивилизационной системы , слабой в военном и техническом отношении, другой, более сильной по этим параметрам. Также культурный кризис проявляется и на рубеже веков, когда культура находится в состоянии «пограничности» или «переходности».

В состоянии «переходности» находится и современное российское общество. В результате разрушения тоталитарной системы оно испытывает глубокий кризис, который охватывает все основные сферы бытия: культурную, политическую, экономическую, нравственную, духовную. В этом случае можно констатировать кризис российской культуры. Наиболее очевидные черты данного кризиса, на наш взгляд, проявляются в следующем:

  • в духовно-нравственной области: разрушение традиционных ценностных ориентаций, норм общественной жизни, ощущение огромным числом людей страха, бессмысленности и бесперспективности их деятельности, нарушение эмоциональной связи между людьми, рост отчужденности изолированности человека в обществе, разгул преступности, наркомании, алкоголизма;

[71]
  • в трудовой области: падение престижа трудовой деятельности и профессионального образования, трудовая пассивность, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление уже готовых продуктов материального и духовного производства, утверждение потребительской идеологии;
  • в этнической области: процессы дезинтеграции и размежевания в межнациональных отношениях, ведущие к острым межэтническим конфликтам, разрушение интернационалистских установок и оживление национализма, экстремизма, терроризма, шовинизма и религиозного фанатизма, экспансия западных образцов массовой культуры, образа жизни и ориентаций на культуры других народов и подрыв национального культурного достояния;
  • в экологической области: опасность уничтожения биологических условий жизни, угроза физического самоуничтожения человека в результате экологической катастрофы и генетического вырождения.

Сущностными причинами кризиса культуры, как правило, всегда являются причины духовного порядка. Одной из главных составляющей кризиса культуры является духовный кризис, в частности, кризис ценностной системы. С культурологической точки зрения, ценности выполняют регулятивную функцию и играют роль духовных ориентиров в обществе. Они мотивируют действия человека и помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях. Соответствие жизни и деятельности индивида принятым в обществе нормам, ценностям и правилам создает у него ощущение собственной социальной полноценности, которое является условием для благополучного самочувствия. И наоборот, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта. «Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, так как, по крайней мере, в типичных ситуациях он избавлен от принятия решений… Противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании ноогенных неврозов» 1. В истории [72] общества встречаются примеры, демонстрирующие, как на протяжении целых исторических эпох сосуществуют равнозначные различные системы ценностей. Однако плюрализм и релятивизм ценностей порождают противоречия в ценностных ориентациях личности и ведут к ее дестабилизации. С одной стороны, многообразие ценностей общества является условием его успешного функционирования, так оно обуславливает его возможность реагировать на изменения окружающей среды. Но, с другой стороны, если количество разнообразных ценностей становится слишком большим, то результатом его является раздражение, неуверенность и страх. «Индивиду становится все труднее жить в аморфном обществе, в котором он даже в простейших ситуациях вынужден выбирать между различными моделями действия и оценок, хотя его никогда не учили выбирать и действовать самостоятельно» 2.

Как утверждает А.Дж. Тойнби, глубинным истоком кризиса культуры является потеря внутренней самодетерминации общества, то есть утрата значимости идеалов и принципов, играющих роль духовных оснований общества. Вследствие потери собственных ориентиров развития возникает потребность общества в инокультурных образцах, ценностях, заимствованных из других культур. Подобная ситуация складывается в последние десятилетия и в России — в результате утраты значимости коммунистических ценностей и идеалов, выполнявших в течение долго времени функцию духовных ориентиров общественного развития. Происходит активное внедрение западных культурных ценностей, и вследствие этого в российском обществе нарастает конфликт традиционных и индивидуалистических ценностей. Противоречие ценностных систем возникает также потому, что поток информации усваивается принимающей, то есть российской, культурой неравномерно. Легче всего перенимается социокультурная информация: мода, притязания, стандарты потребления, представления о престижном — благодаря средствам массовой информации, рекламе, индустрии досуга и потребления. Труднее всего усваиваются глубинные слои [73] народного сознания, бессознательные установки, национальные культурные архетипы, менталитет, то есть духовные основы общества. Также сложно заимствуются стандарты и средства технологического и прикладного использования накопленной информации. Если социокультурная информация определяет ценности-цели, то есть идеалы, устремления и притязания того или иного общества, то технологическая информация определяет ценности-средства, то есть способы достижения этих целей. В условиях современного российского общества конфликт между ценностями-цели и возможностями их реализации чрезвычайно обострен, так как экономические, политические и социальные условия кризисного социума жестко ограничивают достижение любых целей личности, а средства массовой информации постоянно усиливают данное противоречие: они значительно повышают уровень притязаний в обществе и стимулируют потребности индивида, рекламируя образцы одежды, продуктов, виды отдыха, а общество не дает возможности реализовать большую часть этих потребностей. Постоянный разрыв между желаниями личности и их осуществлением, потребностями и возможностями порождает неудовлетворенность личности, страх и ощущение полной беспомощности.

Кроме того, в российском сознании еще живы представления и стереотипы советской культуры. С одной стороны, еще устойчивы стереотипы социальной справедливости и равенства, с другой стороны — в современной российской действительности все больше углубляются дифференциация общества и социальное расслоение. С одной стороны, средства массовой информации провозглашают ценности делового успеха, материального процветания и власти, с другой — индивид, воспитанный на ценностях отечественной культуры, осознает, что карьеру и богатство, материального благополучия трудно достичь, не жертвуя интересами других людей ради своих собственных. С одной стороны, декларируются обретение свободы и демократии, с другой — растет отчужденность от управления, недоверие к власти и невозможность оказывать влияние на социально-политические события. Таким образом, в современной России коллективистские по своей сути ценности [74] традиционной культуры сталкиваются с индивидуалистическими ценностями культуры западной.

Поскольку вектор ценностных ориентаций постепенно смещается к ценностям индивидуализма, конкуренции, расчетливости, то межличностные отношения все более приобретают утилитарно-прагматический характер. В общении людей утрачивается, теплота, задушевность, близость, интимность отношений и взаимных ожиданий. Русская культура в силу своей традиционности и тяготению к коммюнотарности и солидарности сильнее западной культуры ориентирована на интимность, задушевность и жертвенность. Поэтому утрата чувства близости и общности в социальных отношениях воспринимается российским обществом болезненно, что приводит к разрыву социальных связей и нарастанию социального одиночества. С точки зрения автора, сущность одиночества проявляется, главным образом, в утрате социальным субъектом чувства человеческой общности, солидарности. Более того, под влиянием западных ценностей происходит процесс «размывания» значимости определенных идеалов и ценностей традиционной культуры, в частности, таких как долг, совесть, патриотизм и гордость за свою родину. Переосмыслению подвергаются и такие нравственные ценности, как доброта, милосердие, честность, ответственность, что тоже находит свое выражение в нарушении эмоциональной связи между людьми, в росте чувства изолированности, отчужденности и одиночества человека в обществе. В условиях духовного кризиса перед человеком непременно встают вопросы о том, во что верить: в судьбу, которая может оказаться благосклонной, в Бога, в гражданское общество, в самого себя, или еще во что-то или кого-то? Самым тяжелым для человека является потеря смысла жизни, безверие и безнадежность. Это есть непременные черты социального одиночества.

По мнению автора, социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. Причинами одиночества [75] выступают в той или иной мере явления, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни и которые прямо или косвенно вызывают потерю чувства человеческой общности. Одной из распространенных причин является психосоциальное неблагополучие общества, то есть неспособность общества удовлетворить духовные и материальные потребности людей, дефицит социального общения.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что культурный кризис современного российского общества, несомненно, влияет на проявление социального одиночества. Духовный кризис, выражающийся в противоречиях ценностных ориентаций, падении нравственности, потере смысла жизни, и сопровождающийся неблагоприятной экономической и политической ситуацией, на наш взгляд, приводит к тому, что российское общество оказывается неспособным обеспечить духовные и материальные запросы своих граждан. Это порождает атмосферу социальной неполноценности, раздраженности, страха, беспомощности, разобщенности и обособленности, следствием которой является одиночество и разрыв социальных связей.

Примечания
  • [1] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.288.
  • [2] Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.432.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий